Проверяемый текст
(Диссертация 2004)
[стр. 91]

91 поскольку люди, распоряжающиеся сколько-нибудь крупными суммами, имеют несколько отличающиеся от остального населения модели финансовой активности (как сберегательной, так и кредитной).
Учитывая ситуацию с наличием свободных денег, рассмотрим теперь краеугольный для определения «запаса прочности» россиян вопрос
о динамике наличия у них сбережений, причем как положительных —в форме собственно сбережений, так и отрицательных в виде долгов.
За исключением одного параметра — не выплаченных полностью банковских кредитов, картина как положительных, так и отрицательных сбережений у россиян достаточно устойчива.
При этом лишь
5~6 % россиян имеют сбережения, достаточные для того, чтобы прожить на них не менее года.
Еще 17-19 % имеют только небольшие сбережения.
Такое положение дел свидетельствует о том, что при любом серьезном потрясении не менее трех четвертей россиян могут оказаться в очень плачевном состоянии.
У населения России сейчас практически нет необходимого
«запаса прочности», экономических ресурсов, которые могли бы подстраховать их при неудачном стечении обстоятельств вне зависимости от того, будут ли связаны эти обстоятельства с их личными проблемами пли с очередным экономическим кризисом макроэкономического характера1.
Более того, если посмотреть, кому принадлежат эти сбережения, особенно
позволяющие жить на них не менее года, то становится ясно, что они вообще практически не выполняют функцию страхующего ресурса, так как принадлежат тем, кто и так занимает стабильное и прочное положение в обществе и в большей степени застрахован от резкого спада уровня жизни даже в случае каких-либо радикальных изменений в их судьбе.
Достаточно сказать
в связи с этим, что сбережения, на которые можно жить не менее года, начинают встречаться лишь, начиная, с 5-й страты, а ощутимо представлены только в верхних стратах (8—10-й), где их имеют от 20 % до 90 ' Тихонов А.А.
Обладает ли «запасом прочности» уровень жизни россиян // Социологические исследования.
2007.
№ 1.
С.
39.
[стр. 30]

30 Это, разумеется, касается в первую очередь той части населения, которая имеет финансовые средства сравнительно небольшого объема, поскольку люди, распоряжающиеся крупными суммами, имеют несколько отличающиеся от остального населения модели финансовой активности (как сберегательной, так и кредитной).
Учитывая ситуацию с наличием свободных денег, рассмотрим теперь краеугольный для определения «запаса прочности» россиян вопрос
о динамике наличия у них сбережений, причем как положительныхв форме собственно сбережений, так и отрицательных – в виде долгов (см.
рис.
11).
Рисунок 11 Динамика положительных и отрицательных сбережений среди россиян в 2003-2006 гг., в % 5,0 19,0 14,0 2,0 2,0 15,0 4,0 19,0 16,0 5,0 51,0 2,0 2,0 12,0 48,0 7,0 49,0 7,0 14,0 1,0 2,0 17,0 6,0 17,0 Имеют сбережения, достаточные, чтобы они и их семья могли прожить на них не менее года Имеют сбережения, недостаточные для того, что жить на них длительное время Имеют невыплаченные полностью кредиты в банках Имеют невыплаченные полностью кредиты у них на работе Имеют крупные долги частным лицам Имеют накопившиеся мелкие долги Имеют долги по квартплате более чем за два месяца Ничего из вышеперечисленного не имеют 2003 г.
2005 г.
2006 г.
Как видно на рисунке 11, за исключением одного параметра – невыплаченных полностью банковских кредитов, картина как положительных, так и отрицательных сбережений у россиян достаточно устойчива.
При этом лишь
5%-6% россиян имеют сбережения, достаточные для того, чтобы прожить на них не менее года.
Еще 17%-19% имеют только небольшие сбережения.
Такое положение дел свидетельствует о том, что при любом серьезном потрясении не менее трех четвертей россиян могут оказаться в очень плачевном состоянии.
У населения России сейчас практически нет необходимого


[стр.,31]

31 «запаса прочности», экономических ресурсов, которые могли бы подстраховать их при неудачном стечении обстоятельств вне зависимости от того, будут ли связаны эти обстоятельства с их личными проблемами или с очередным экономическим кризисом макроэкономического характера.
Более того, если посмотреть, кому принадлежат эти сбережения, особенно
позволяющие жить на них не менее года, то становится ясно, что они вообще практически не выполняют функцию страхующего ресурса, так как принадлежат тем, кто итак занимает стабильное и прочное положение в обществе и в большей степени застрахован от резкого спада уровня жизни даже в случае каких–либо радикальных изменений в их судьбе.
Достаточно сказать,
что сбережения, на которые можно жить не менее года, начинают встречаться лишь начиная с 5-ой страты, а ощутимо представлены лишь в верхних стратах (8-10), где их имеют от 20% до 90% соответственно.
Мелкие сбережения начинают относительно массово присутствовать только с 5 страты.
Что касается низших страт, то любое финансовое поведение у них практически отсутствует – сбережения им делать не на что, а в долг, видимо, уже никто не дает.
Во всяком случае, в двух нижних стратах три четверти не имели в 2006 г.
ни долгов, ни сбережений, а остальные имели долги.
В 3 страте сбережения и долги отсутствовали почти у двух третей, четверть имела только долги, а остальные – в основном мелкие сбережения.
В 4 страте сбережения присутствовали уже у 15% россиян, долги – у 30%, но более половины ее представителей не имели ни положительных, ни отрицательных сбережений.
В данной страте отсутствует всякий «запас прочности», она полностью выпадает из программ помощи при реформировании социальной политики, но, одновременно, не может самостоятельно решать свои проблемы из-за ситуации на местных рынках труда и нищенской заработной платы.
Реально активное финансовое поведение начиналось только с 5 страты, где 27% россиян имели сбережения, 4% – сбережения и долги, 37% – только долги и 32% – не имели ни долгов, ни сбережений.
Отсутствие у россиян «запаса прочности» подтверждается не только тем, что основная часть населения не имеет сбережений, но и тем, что вплоть до 9 страты россияне в достаточно массовом масштабе (от 20% до 37% в различных стратах) имеют задолженности различного характера и объема (доля населения, имеющего те или иные виды долговых обязательств, составляет, по результатам исследования 2006 г., 31% всех опрошенных и практически равна ситуации в 2005 г., когда она составляла 32%).
Таким образом, у подавляющего большинства населения не только нет страхового ресурса в виде сбережений, но их ситуация дополнительно отягощается имеющимися у них долгами.

[Back]