# уничтожить полностью собственническо-правовые отношения, прежде всего среди народных масс, оказалось невозможным. Не прижились Советы как форма власти ни в одной стране Восточной Европы, не прижились колхозы в Польше, и так далее, примеры можно умножать. Не зная и не интересуясь определениями права, люди рождаются, воспитываются и жи• ' вут в правовой среде, в правовом языке, в правовом сознании. Именно правовой менталитет является ключом к пониманию правовой культуры, правосознания и правового поведения, и именно в нем кроется специфика традиционного российского отношения к праву. Само слово «право» в русском языке имеет общий корень со словом «правда». Понятие, вернее, смыслообраз "правда" одно из ключевых для русского национального менталитета. Оно обязательно присутствует во всех философских системах, созданных в рамках российской культуры славянофильстве и западничестве, народничестве и русском марксизме, социальной и религиозной философии. Искреннее и ожесточенное правдоискательство составляет, пожалуй, главную объединяющую черту самых разных по убеждениям и темпераментам отечественных светских и религиозных мыслителей, писателей, охранителей и революционеров, простолюдинов и аристократов. Так, Ф. Достоевский пишет о россиянах, которым «нужна лишь правда" и «которые ищут правды прежде всего, и если бы только узнали, где она, то для достижения ее готовы пожертвовать ж всем, и даже жизнью»: «Характернейшая черта еще в том, что они ... принадлежат ко всевозможным разрядам и убеждениям: тут и аристократы и пролетарии, и духовные и неверующие, и богачи и бедные, и ученые и неучи, историки и девочки, и славянофилы и западники»1. Достоевский употребляет параллельно выражения «искание правды» и «искание честности». Это показывает, что речь идет о нравственных исканиях. Именно # 'Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч. В 30 т. М., 1972-1990. Т. 25. С. 57,63. |
системах, возникших на русской почве, — славянофильстве и запад-: ничестве, народничестве и русском марксизме, социальной и религий озной философии. Правдой озабочены деятели культуры и искусства;1! писатели и их критики. Мыслители и общественные деятели, верующие разных конфессий, «народные философы» и простые люди образуют весьма пестрое и неоднородное сообщество правдоискателей.^ Достоевский пишет о россиянах, которым «нужна лишь правда» й «которые ищут правды прежде всего, и если бы только узнали, где' она, то для достижения ее готовы пожертвовать всем, и даже жизнью»: «Характернейшая черта еще в том, что они ... принадлежат ко всевозможным разрядам и убеждениям: тут и аристократы и пролетарии, и духовные и неверующие, и богачи и бедные, и ученые и неучи, историки и девочки, и славянофилы и западники» [Достоевский 1972-1990, т. 25, 57, 63]. Достоевский употребляет параллельно выражения искание правды и искание честности (с. 57). Это показывает, что речь идет о нравственных исканиях. Правда определяет формирование идеалов и выбор целей, межличностное и социальное поведение, отношение между человеком и властью, идеологию борьбы и мира. И русский народ, и русская интеллигенция искали «царство, основанное на правде». Разночинцы, интеллигенты и дворяне шли в народ, чтобы открыть в нем правду — христианскую или социальную; см.: [Бердяев 1989; 1990а]. О понятии правды, его месте в сознании русских людей и социальных коллективов, его отношении к истине задумывались философы и историософы, верующие (христиане) и атеисты, революционеры и хранители устоев; см. об этом [Степанов 1997, 328-332]. Ж аж да правды не знает идеологических различий. Но она заботится об их сохранении. Объединяя, она разделяет. В любом сочинении, посвященном «русской идее», русской истории, судьбе России и ее народа, пережитых им катаклизмах и катастрофах, фигурируют такие сочетания, как правда (простого, трудового) народа, неправда господствующего режима, искание (Божией) правды, стремление к правде, социальная правда, народная правда, правда революции, осуществление правды, победа правды, правда (неправда) истории, народ — хранитель правды, мораль, основанная на правде, правда-справедливость и правда-истина (их начал различать Н. К. Михайловский [1896]) и т. п.; см. [Степанов 1997, 330-331]. Правда в такого рода выражениях становится основным мерилом оценки. Она оценивает феномен по его отношению к некоторому идеалу — модели или конструкту, прообразу или замыслу Творца, вторгаясь в этом последнем случае в зону истины. В книге под названием «Душа России», сочиненной в эмиграции, Иван Шмелев писал: «Нужно пересмотреть путь и выбрать верный, что по душе России, путь не мелкой, заманной псевдо-правды, а Великой Правды, правды величайшего дерзанья, Правды и любви великой» [Шмелев 1967, 15]. Деятели искусства в России видели цель своего творчества в служении правде. Л. Толстой, отметив, что ни один из описанных им 634 Ч а с т ь VI. И с т и н а и п р а в д а --------------------------------------------------------------------------------------------------------------ц |