Проверяемый текст
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999.
[стр. 109]

# уничтожить полностью собственническо-правовые отношения, прежде всего среди народных масс, оказалось невозможным.
Не прижились Советы как форма власти ни в одной стране Восточной Европы, не прижились колхозы в Польше, и так далее, примеры можно умножать.
Не зная и не интересуясь определениями права, люди рождаются, воспитываются и жи• ' вут в правовой среде, в правовом языке, в правовом сознании.
Именно правовой менталитет является ключом к пониманию правовой культуры, правосознания и правового поведения, и именно в нем кроется специфика традиционного российского отношения к праву.
Само слово «право» в русском языке имеет общий корень со словом «правда».
Понятие, вернее, смыслообраз "правда" одно из ключевых для русского национального менталитета.
Оно обязательно присутствует во всех философских системах, созданных в рамках российской культуры славянофильстве и западничестве, народничестве и русском марксизме, социальной и религиозной философии.
Искреннее и ожесточенное правдоискательство составляет, пожалуй, главную объединяющую черту самых разных по убеждениям и темпераментам отечественных светских и религиозных мыслителей, писателей, охранителей и революционеров, простолюдинов и аристократов.
Так, Ф.
Достоевский пишет о россиянах, которым «нужна лишь правда"
и «которые ищут правды прежде всего, и если бы только узнали, где она, то для достижения ее готовы пожертвовать ж всем, и даже жизнью»: «Характернейшая черта еще в том, что они ...
принадлежат ко всевозможным разрядам и убеждениям: тут и аристократы и пролетарии, и духовные и неверующие, и богачи и бедные, и ученые и неучи, историки и девочки, и славянофилы и западники»1.
Достоевский
употребляет параллельно выражения «искание правды» и «искание честности».
Это показывает, что речь идет о нравственных исканиях.

Именно # 'Достоевский Ф.
М.
Поли.
собр.
соч.
В 30 т.
М., 1972-1990.
Т.
25.
С.
57,63.
[стр. 646]

системах, возникших на русской почве, — славянофильстве и запад-: ничестве, народничестве и русском марксизме, социальной и религий озной философии.
Правдой озабочены деятели культуры и искусства;1! писатели и их критики.
Мыслители и общественные деятели, верующие разных конфессий, «народные философы» и простые люди образуют весьма пестрое и неоднородное сообщество правдоискателей.^ Достоевский пишет о россиянах, которым «нужна лишь правда» й «которые ищут правды прежде всего, и если бы только узнали, где' она, то для достижения ее готовы пожертвовать всем, и даже жизнью»: «Характернейшая черта еще в том, что они ...
принадлежат ко всевозможным разрядам и убеждениям: тут и аристократы и пролетарии, и духовные и неверующие, и богачи и бедные, и ученые и неучи, историки и девочки, и славянофилы и западники» [Достоевский
1972-1990, т.
25, 57, 63].
Достоевский употребляет параллельно выражения искание правды и искание честности (с.
57).
Это показывает, что речь идет о нравственных исканиях.

Правда определяет формирование идеалов и выбор целей, межличностное и социальное поведение, отношение между человеком и властью, идеологию борьбы и мира.
И русский народ, и русская интеллигенция искали «царство, основанное на правде».
Разночинцы, интеллигенты и дворяне шли в народ, чтобы открыть в нем правду — христианскую или социальную; см.: [Бердяев 1989; 1990а].
О понятии правды, его месте в сознании русских людей и социальных коллективов, его отношении к истине задумывались философы и историософы, верующие (христиане) и атеисты, революционеры и хранители устоев; см.
об этом [Степанов 1997, 328-332].
Ж аж да правды не знает идеологических различий.
Но она заботится об их сохранении.
Объединяя, она разделяет.
В любом сочинении, посвященном «русской идее», русской истории, судьбе России и ее народа, пережитых им катаклизмах и катастрофах, фигурируют такие сочетания, как правда (простого, трудового) народа, неправда господствующего режима, искание (Божией) правды, стремление к правде, социальная правда, народная правда, правда революции, осуществление правды, победа правды, правда (неправда) истории, народ — хранитель правды, мораль, основанная на правде, правда-справедливость и правда-истина (их начал различать Н.
К.
Михайловский [1896]) и т.
п.; см.
[Степанов 1997, 330-331].
Правда в такого рода выражениях становится основным мерилом оценки.
Она оценивает феномен по его отношению к некоторому идеалу — модели или конструкту, прообразу или замыслу Творца, вторгаясь в этом последнем случае в зону истины.
В книге под названием «Душа России», сочиненной в эмиграции, Иван Шмелев писал: «Нужно пересмотреть путь и выбрать верный, что по душе России, путь не мелкой, заманной псевдо-правды, а Великой Правды, правды величайшего дерзанья, Правды и любви великой» [Шмелев 1967, 15].
Деятели искусства в России видели цель своего творчества в служении правде.
Л.
Толстой, отметив, что ни один из описанных им 634 Ч а с т ь VI.
И с т и н а и п р а в д а --------------------------------------------------------------------------------------------------------------ц

[Back]