Проверяемый текст
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / 2-е изд., испр. — М.: Языки русской культуры, 1999.
[стр. 112]

перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, "правды-истины" и "правдысправедливости"»1.
В целом концепт правды почти всегда выступает в сопряженности с понятием справедливости.
Острое интуитивное ощущение справедливости или ее отсутствия в России присуще людям всех сословий.
Достоевский, наблюдая за поведением каторжников, приходит к
заключению: «Высшая и самая характеристическая черта нашего народа это чувство справедливости и жажда ее»2.
Правда для российской ментальности ассоциируется прежде всего со справедливым, но милосердным судом.
Он основан на понимании «правды человека» и
на любви-жалости к ближнему.
Связь концепта правды с русским национальным сознанием чувствовали и зарубежные
авторы, знакомые с русской культурой.
Р.
М.
Рильке, создавая образ России в своих «Историях о Господе
Боге», одну из них назвал «Песныо о правде».
Характеризуя русскую духовную культуру, Рильке остановил свое внимание именно на понятии правды и показал его действенную силу.

Аналогичные наблюдения делал С.Л.
Франк.
В сборнике «Вехи»
он писал: «Теоретическая, научная истина, строгое и чистое знание ради знания, бескорыстное стремление к адекватному интеллектуальному отображению мира и овладению им никогда не могли укорениться в интеллигентском сознании»3.
С.Л.
Франк называет умонастроение интеллигенции морализмом.
Он пишет: «Нравственность, нравственные оценки и нравственные мотивы занимают в душе русского интеллигента совершенно исключительное место»4.

Ф.А.
Степун пишет о тех молодых людях, которые,
1Бердяев Н.
А.
Философская истина и интеллигентская правда: Репринт воспроизв.
изд.
1909 г.
// Вехи.
М., 1990.
С.
25.
2Достоевский Ф.
М.
Поли.
собр.
соч.
В 30 т.
М., 1972-1990.
Т.
4.
С.
121.
3Франк С.Л.
Этика нигилизма: Репринт воспроизв.
изд.
1909 г.
// Вехи.
М., 1990.
С.
153.
4Там же.
С.
152.
112
[стр. 649]

г 7.
Заключение 637 ствующий в семантике «правды», осмысляется именно в терминах •справедливости.
Это недвусмысленно выразил Н.
К.
Михайловский.
Он ¡начинает предисловие к первому тому своих сочинений следующими [словами: «Всякий раз, как мне приходит в голову слово правда, я не 'могу не восхищаться его поразительною внутренней красотой.
Такого (слова нет, кажется, ни в одном европейском языке.
Кажется, только Iпо-русски истина и справедливость сливаются в одно великое целое...
1Я никогда не мог поверить и теперь не верю, чтобы нельзя было найти такую точку зрения, с которой правда-истина и правда-справедливость являлись бы рука об руку, одна другую пополняя» [Михайловский 1896, V].
В том же духе высказывался Н.
А.
Бердяев: «Все исторические и психологические данные говорят за то, что русская интеллигенция может перейти к новому сознанию лишь на почве синтеза знания и веры, синтеза, удовлетворяющего положительно ценную потребность интеллигенции в органическом соединении теории и практики, “правды-истины” и “правды-справедливости”» [Бердяев 19906, 25].
Суждения русских социологов и даже философов о том или другом феномене часто редуцировались к утверждению наличия или отсутствия в нем правды; ср.
такие выражения, как неправда крепостного права (капит ализма), правда гуманизма, правда (неправда) революции и др.
Такого рода оценки подразумевали прежде всего фактор справедливости по отношению к человеку, вовлеченному в те или другие социальные отношения.
Выражение «Правда у Бога, а кривда на земле» имеет в виду справедливость Божьего суда и несправедливость человеческого.
Правда постоянно соседствует со справедливостью.
В одном из своих стихотворений в прозе (оно называется «Истина и правда») Тургенев восклицает: «Правда и справедливость! За правду и умереть согласен» [Тургенев 1953—1958, т.
8, 522].
Справедливость приближается к правде по своему ценностному рейтингу.
Один из героев Тургенева говорит: «...добро есть на сем свете одно: справедливость, да и самая добродетель есть не что иное, как справедливость» [там же, 214).
Чувство справедливости свойственно всем слоям общества.
Достоевский, наблюдая за поведением каторжников, приходит к
следующему заключению: «Высшая и самая характеристическая черта нашего народа — это чувство справедливости и ж аж да ее» [Достоевский 1972-1990, т.
4, 121].
Дворянское сословие, не менее, чем каторжники, также стремится к справедливости; об этом свидетельствует, например, разговор между Левиным и Стивой Облонским о справедливости сословных преимуществ.
Облонский сознает, что его преимущества несправедливы, но пользуется ими с удовольствием.
Левин ему отвечает: «Нет, если б это было несправедливо, ты бы не мог пользоваться этими благами с удовольствием, по крайней мере, я не мог бы, мне, главное, надо чувствовать, что я не виноват».
Этот диалог послужил поводом для пространных комментариев Достоевского [там же, т.
25, 51 и сл.], а позднее В.
В.
Розанова, сосредоточившегося уже не столько на тексте Толстого, сколько на соображениях Достоевского [Розанов 1996, 490-501; 580-593].


[стр.,650]

638 Ч а с т ь V I.
И с т и н а и п р а в д а Правда для русского сознания прежде всего справедливый суд, шй суд милосердный.
Он основан на понимании «правды человека» и
нв любви-жалости к ближнему.
«Пожалей ближнего как самого себя» -щ таков смысл христианской заповеди.
Андрей Белый писал о любвш жалости: «Слово то для меня есть слияние, символ: Любви, Света§ Истины; в “ж а л о с т и ” — корень конкретной, доступной нам правії ды; она и есть — Совесть.
...
недостаточно любви к человечеству, Н нации, классу.
...
Начало любви к человечеству в любви-жалости й имярек, к одному, к единственному, к обывателю, к малому ...
Оправ* дываю тебя, ближний мой, малый, как я, — в твоем малом, которое больше “великого”; и обнимаю тебя целиком: ты страдаешь» [Белый! 1922, 124-125].
Так А.
Белый в присущей ему стилистической манеіі ре воссоединил правду с любовью-жалостью и совестью.
О любви<жалости см.
также [Достоевский 1972-1990, т.
4, 46, 67 и сл.].
Связь концепта правды с русским национальным сознанием чувст.
вовали и зарубежные
писатели, знакомые с русской культурой,! Р.
М.
Рильке, создавая образ России в своих «Историях о Господе
Бо,-; ге», одну из них назвал «Песнью о правде».
В ней рассказывается оі том, как слепой кобзарь Остап, призывая украинцев к борьбе против Ї поляков, пропел три песни о правде и о том, как «кривда пятой безза* ‘ конной повсюду ее попирает» [Рильке 1996, 191].
Это, впрочем, неудивительно.
Рильке хорошо знал русскую литературу и фольклор.
Он даже говорил о России, как о своей потенциальной родине: «То, что? Россия могла бы быть моей родиной, принадлежит к тем загадочным? достоверностям, которыми я живу» (цит.
по кн.
[Ло Гатто 1992, 79]);« см.
об этом [Хольтхузен 1998, 64].
Это, однако, не обесценивает того факта, что, характеризуя русскую духовную культуру, Рильке остановил свое внимание именно на понятии правды и показал его действенную силу.
Концепт истины не несет в себе столь же сильного магнетического заряда.
В цитированном уже стихотворении в прозе Тургенев иронически (и полемически) описывает такую сцену: в общество юных студентов вбегает их товарищ.
Глаза его блестят необычайным блеском, он задыхается от восторга.
«Друзья мои, послушайте, что я узнал, какую истину: угол падения равен углу отражения! — О какое блаженство! — кричат молодые люди ...
Вы смеетесь?» — обращается Тургенев к читателям и заключает: «Истина не может доставить блаженства.
Вот правда может» [Тургенев 1953-1958, т.
8, 522].
Ср., впрочем, у Пушкина: Я здесь, / от суетных оков освобожденный, / Учуся в истине блаженство находить, / Свободною душой закон боготворить, / Роптанью не внимать толпы непросвещенной («Деревня»).
Совершенно то же наблюдение, хотя и с противоположных позиций — позиций ученого и социолога — сделал И.
П.
Павлов.
В 1918 г.
Павлов прочел две публичные лекции, которые назывались «Об уме вообще и русском в частности».
Вторая была целиком посвящена русскому уму.
Под «умом» Павлов имел в виду «массовый, общежизненный ум, который определяет судьбу народа», но не ум «низших масс», а «ум интеллигентный».
Павлов подходит к «жизненному уму» с теми же критериями, по которым оценивается ум ученого: «У

[стр.,651]

7.
Заключение 639 каждого ума одна задача — это правильно видеть действительность, понимать ее и соответственно этому держаться».
Характеризуя русский ум, Павлов говорит: «У нас прежде всего, первое — это стремление к новизне, любопытство.
Достаточно нам что-нибудь узнать, и интерес наш кончается.
...
Истинные любители истины любуются на старые истины; для них это процесс наслаждения.
А у нас — это прописная, избитая истина и она больше нас не интересует, мы ее забываем» (цит.
по: Лит.
газ.
1991.
31 июля).
Истина не искрится, правда, напротив, искрометна, а от искры, как известно, возгорается пламя.
Аналогичные наблюдения делал С.
Л.
Франк.
В сборнике «Вехи»
(1909 г.) он писал: «Теоретическая, научная истина, строгое и чистое знание ради знания, бескорыстное стремление к адекватному интеллектуальному отображению мира и овладению им никогда не могли укорениться в интеллигентском сознании» [Франк 19906, 153].
С.
Л.
Франк называет умонастроение интеллигенции морализмом.
Он пишет: «Нравственность, нравственные оценки и нравственные мотивы занимают в душе русского интеллигента совершенно исключительное место»
(с.
152).
Истина приобрела моральный ореол и стала правдой.
Правда переместилась в сердце.
Ф.
А.
Степун пишет о тех молодых людях, которые,
увидев зло революции, вместе с ней отвергли и демократию: «Конечно в их головах много путаницы, но в их сердцах много самой настоящей правды, покаянной правды за неотмщенную Россию» [Степун 1991, 210].
Таким образом, концепт правды, отделившись от понятия истины и от понятия закона, которое было ему первоначально близко, их гуманизировал, «очеловечил», приблизил к миру жизни, отразив тем самым специфику русского менталитета и русской социальной психологии.
В них не укоренено понятие закона, ни юридического, ни научного, ни общественного.
Русскому человеку указ не указка.
Он не боится наказания.
Он верит в сказку.
В заметке под названием «Русский ум» С.
С.
Аверинцев пишет: «Русская мысль не привыкла доверять той свободе, которую обеспечивают институции.
Поэтому она сама не институциональна» [Аверинцев 1989, 195].
Русский человек не склонен полагаться ни на суд, ни на науку.
Он не мыслит формулами и общими положениями.
Они для него внечеловечны.
Он не любит «мундира, рубрики и буквы» (по выражению Достоевского).
«Подпольный человек» Достоевского упорно боролся против «рассудка и истины», формул и логарифмических таблиц, превращающих человека в «фортепианную клавишу или органный штифтик».
Он говорит: «Но дважды два четыре — все-таки вещь пренесносная ...
Дважды два четыре смотрит фертом, стоит поперек вашей дороги руки в боки и плюется» [Достоевский 1972-1990, т.
5, 119].
И несколько ранее: «...а ведь дважды два четыре есть уже не жизнь, господа, а начало смерти» (с.
118).
Русская ментальность не формальна.
В ней поверх триады истина — закон — право (правило) расположена другая триада: правда — совесть — справедливость, сосредоточившая в себе основные ценности.
Она представляет не внешнюю по отноше

[Back]