Проверяемый текст
Аринин А.Н., Государство для человека: новая стратегия развития России // Обществ. науки и современность. М., 2000. No 6.
[стр. 131]

ководствовались следующими основополагающими принципами: верховенство закона; разделение властей; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; свобода совести; свобода слова, собраний, ассоциаций; гарантии государственной защиты прав человека.
Возникает естественный вопрос: "Если все эти принципы записаны в Конституции Российской Федерации 1993 г., почему же они до сих пор не реализуются в полной мере?".

Отвечая на этот вопрос, мы можем назвать множество разных причин исторического и культурного порядка.
Отметим, по
нашему разумению, наиболее важные их них.
Во-первых, речь идет о слабости гражданского общества и его основных институтов, слабости российской демократии.
Отвечая "критикам демократии", К.
Поппер
заметил: "Демократические институты не могут улучшаться сами —их улучшение зависит от нас.
Проблема улучшения демократических институтов это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами"1.

В самом деле, любая демократия есть не что иное как постоянная борьба граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть.
Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

И к сожалению, уровень правового мышления, обнаруживаемый большинством наших соотечественников, не радует.
Все больше проявляется в ходе опросов тоска по «сильной руке» и равнодушие к ценностям правового государства.
Так, выбирая между стабилизацией общественных отношений в стране любыми средствами, с одной стороны, и незыблемостью принципов права с другой, 59,1 % опрошенных отдают предпочтение первому и только 14,5 % второму.
За стабилизацию общественных отношений даже ценой нарушения законности и гражданских свобод выступает прежде всего стар1Поппер К.
Открытое общество и его враги.
М., 1992.
С.
167.
[стр. 6]

общая свобода есть следствие человеческой природы.
Ее первый закон забота о самосохранении, ее первые заботы те, которые человек обязан иметь по отношению к самому себе, и как только человек достигает разумного возраста, он становится своим собственным господином, будучи единственным судьей тех средств, которые пригодны для его самосохранения" [3].
Осуществляя новую стратегию устойчивого развития страны, государству не следует вмешиваться в частную жизнь человека и мешать самореализации его личности.
Устанавливая определенные правовые нормы и обеспечивая их соблюдение всеми своими учреждениями и всеми гражданами, оно обязано очерчивать те пределы, в которых гражданин может действовать по собственному усмотрению, не посягая при этом на права и свободы других граждан.
Свобода выбора включает ответственность перед самим собой, которая становится не тяжким грузом, а творческой силой.
По этому поводу А.
де Токвиль замечал: "Искусство жить свободными способно творить чудеса, но в то же время нет ничего труднее, чем учиться жить свободными" [4].
Таким образом, российская государственная власть должна, наконец, осознать, что права человека приоритетны.
В этом, как представляется, и состоит главная идея современного развития России.
Для ее реализации необходимо, чтобы все субъекты политики руководствовались следующими основополагающими принципами: верховенство закона; разделение властей; равноправие граждан; участие граждан в управлении государством; свобода совести; свобода слова, собраний, ассоциаций; гарантии государственной защиты прав человека.
Возникает естественный вопрос: "Если все эти принципы записаны в Конституции Российской Федерации 1993 года, почему же они до сих пор не реализуются в полной мере?".

При ответе на него можно назвать множество разных причин исторического и культурного порядка.
Отметим, по
моему разумению, наиболее важные из них.
Во-первых, это слабость гражданского общества и его основных институтов, слабость российской демократии.
Отвечая "критикам демократии", К.
Поппер
писал: "Демократические институты не могут улучшаться сами их улучшение зависит от нас.
Проблема улучшения демократических институтов это всегда проблема, стоящая перед личностями, а не перед институтами"
[5].
В самом деле, любая демократия есть не что иное, как постоянная борьба граждан за свои права, за партнерскую, ответственную, честную и эффективную государственную власть.
Поэтому все зависит от гражданской активности людей, их творческой и жизненной энергии, уровня культуры и образования, нравственности и правового мышления.

Во-вторых, это неразвитость чувства гражданского и личного достоинства и нехватка умения отстаивать его цивилизованным образом.
В этом отношении уместно напомнить справедливые слова Р.
Иеринга: "Кто не чувствует, что в том случае, когда беззастенчиво нарушают и попирают его право, вопрос идет не просто об объекте этого права, но об его собственной личности, кто в подобном положении не испытывает стремления защитить себя и свое право, тот уже человек безнадежный" [6].
В-третьих, слабость нашего государства, особенно судебной власти низкий уровень правовой культуры.
В большинстве случаев государственные служащие и должностные лица не привлекаются к ответственности за нарушения прав и свобод граждан и их объединений.
Все еще господствуют "телефонное право", "политическая целесообразность" и "усмотрение вышестоящих начальников".
Нельзя не видеть, что для исправления существующей ситуации явно недостаточно мер по воспитанию личности как активного субъекта общества.
Необходима сильная государственная воля в применении как правовых, так и политических, административных и экономических методов воздействия.
Если говорить о правовых формах, то 53

[Back]