Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 188]

Ну, и конечно, важным фактором, способствующим разрастанию ведомственного правового нигилизма, является безнаказанность.
Исследователь проблемы В.Туманов приводит следующий пример: нередко в прессе появляются различные статьи, прямо разъясняющие технологии того, как можно обойти тот или иной закон.
Но до сих пор ни разу ни авторы подобных
“инструкций”, ни издания, их опубликовавшие, не понесли за свою деятельность никакой ответственности1.
Многие исследователи сходятся в том, что одним из источников правового нигилизма является политический радикализм с его характерными чертами некритической уверенностью в собственной правоте, решительностью, граничащей с бездумностью.
В современных условиях, характеризующихся значительным усложнением политической жизни, действие радикалистских политических установок просто опасно.
Оно порождает элементы конфронтации в тех областях, в которых она особенно нежелательна.
Политический экстремизм групп, преследующих свои корыстные интересы и пренебрегающих при этом правом, становится все более ощутимым, влиятельным и опасным.

В погоне за идеалом, достичь которого хочется наикратчайшим путем, больше всего страдаю т обычные люди.
Они рассматриваются всего лишь как
“игрушки социально-исторических обстоятельств, которые, к тому же можно создавать произвольно”2.
Так или иначе, политический радикализм имеет место
и является благодатной почвой для развития правового нигилизма, поскольку порождает правовой вакуум, правовое бескультурье, правовую неопределенность и даже противоправие как социальную практику.
Правовой радикализм как установка общественного сознания в данном случае так переворачивает ситуацию, что нарушение права начинает 1См.: Тумаков В.Л.
О правовом нигилизме //Советское государство и право.
1989.
№ 10.

1 Демидов А.И.
Политический радикализм как источник правового нигилизма //Государство и право.
1992.
№4.
С.73.
[стр. 122]

оно Сьшо как можно менее ясным, декларативным, неполным, с тем, чтобы получить возможность на месте «разъяснять», «истолковывать» его по своему усмотрению.
Печальная реальность нашего времени заключается в том, что ветви власти больше узлечены борьбой между собой за привилегии, чем стремлением к обеспечению порядка в обществе.
В этой борьбе они совершенно забывают о том, какую цену платит народ за их сосредоточенность на кратических проблемах.
Во власти сформировались параллельные структуры, обладающие схожими функциями, фактически наделенные правом бесконтрольной деятельности.
ру, и конечно, важным фактором, способствующим разрастанию ведомственного правового нигилизма, является безнаказанность .
Исследователь проблемы В .Туманов приводит следующий пример: нередко в прессе появляются различные статьи, прямо разъясняющие технологии того, как можно обойти тот или иной закон.
Но до сих пор ни разу ни авторы подобных
«инструкций», ни издания, их опубликовавшие, не понесли за свою деятельность никакой ответственности9^ Слишком хорошо в условиях правовой и социальной неразберихи приживается принцип о «возможности делать все, что не запрещено».
Юридически это действительно верно.
Но это же и страшно, особенно в переходную эпоху: невозможно установление безграничных запретов, невозможно регламентировать все на свете.
Поэтому буквальное толкование данного принци122 91 См.: Туманов В.А.
О правовом нигилизме.
// Советское государство и право.
1989.
№10.


[стр.,123]

па очень опасно и подобному пониманию нужно срочно находить альтернативу.
Многие исследователи сходятся в том, что главным источником правового нигилизма вообще язляется политический радикализм, с присущей ему уверенностью в правоте своих действий, в которых на первое место выдвигается решительность поступков, граничащая с бездумностью, с уверенностью в возможности быстрого и простого разрешения проблем любой сложности.
Такая позиция бывает оправдана, но лишь в особых, чрезвычайных ситуациях, когда, например, возникает угроза существованию данной социальной общности.
Но в наших условиях, характеризующихся значительным усложнением политической жизни, действие радикалистских политических установок просто опасно.
Оно порождает элементы конфронтации в тех областях, в которых она особенно нежелательна.
Политический экстремизм групп, преследующих свои корыстные интересы и пренебрегающих при этом правом, становится все более ощутимым, влиятельным и опасным.

Особым типом политического радикализма становится обращение к ценностям равенства в ущерб ценностям свободы.
Подобное смещение приоритетов сопровождается настойчивым желанием форсирования событий, которое рано или поздно приведет к разрыву целей и средств: цели могут оставаться самыми благородными, средства же бесчестными.
В гонке за идеалом, достичь которого хочется наикратчайшим путем, больше всего страдают обычные люди.
Они рассматриваются всего лишь как
«игрушки социально-исторических обстоя123

[стр.,124]

92 тельств, которые, к тому же можно создавать произвольно».
Если проанализировать политическое развитие нашей страны, можно заметить, что мы никогда не желали идти по «проторенной дорожке», использовать широко распространенные, активно применяемые на практике средства политического действия, в результате чего, вместо упорядочивания политических отношений, мы, путем использования крайних средств политического воздействия, стимулируя применение насилия, приводили страну лишь к дестабилизации.
Свойственное политическому радикализму вообще стремление к поиску простых способов решения сложных проблем, к упрощению социальных, управленческих задач, находит свое воплощение и в наши дни.
Сложнейшая задача реформирования страны, ее социальнополитической системы, решалась приступом, путем проведения серии непродуманных и просто губительных для России мероприятий «рынок приватизация децентрализация».
Дальше, видимо, наши идеологи надеялись, что все образуется само собой.
Но в очередной раз мы на практике убеждаемся, что так проблемы не решаются.
Всегда так было и будет: радикальная политика приводит к противоположным поставленным целям результатам.
Но так или иначе, политический радикализм имеет место быть, и он является благодатной почвой для развития рассматриваемого нами явления правового нигилизма, поскольку порождает правовой вакуум, правовое бескультурье, правовую неопределенность, и даже противоправие как 124 92 Демидов А.И.
Политический радикализм как источник правового нигилизма // Государство и право.
1992.
№4.
С.73.

[Back]