диспозицию детей, оставляя им очень мало автономии. Экзистенциально, морально, профессионально, психологически дезинтегритрованное педагогическое сообщество является таким же аномийным, как и группа учащихся. Подчеркнем, что роль и значение молодежных общностей в результате многих изменений,vb том числе и утраты семьей своих функций, возрастают: в конечном счете именно эти общности по преимуществу образуют среду первичной социализации. Тем не менее они в силу своей природы и из-за специфики отношения между поколениями не могут обеспечить адекватную передачу социальных норм. Эти общности всего лишь формируют и распространяют символический мир современного поколения, еще более акцентируют противостояние взрослому обществу, обеспечивают ценности, идеалы, языковое понимание, предлагают интенсивные совместные переживания и т.д. К тому же молодежная субкультура часто является носителем различных девиаций, среди которых важнейшую деструктивную роль играют алкоголизм и злоупотребление психоакгивными средствами. Тем более что наряду с общностями, организующимися вокруг места жительства, а также школы или других организованных форм деятельности, все популярнее среди молодежи общности, образующиеся спонтанно, в бесконтрольном окружении. Имеются в виду уличные, дворовые, тусовочные компании. Там приняты отношения приятельского типа, которые вытесняют на задний план более глубокие и индивидуализрованные отношения дружбы. Такие группы часто имеют значительные размеры, что исключает переживание интимности, доверительности, эмпатии. В спонтанно образованных, многолюдных группах много одиноких подростков, которые испытывают на себе феномен постмодернистской культуры общинное одиночество. Такие группы иерархически построены, часто охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает отношения доминирования и подчинения. Поскольку в основном старшие в большей степени практикуют различные девиации, особенно употребление наркотиков, их поведение и привычки стано |
Функцию социализации выполняют в Венгрии и учебные учреждения. С одной стороны, можно констатировать, что венгерская система образования по уровню передаваемых знаний достаточно высока по сравнению с международными требованиями. Вместе с тем пропускаемая через нее культура подходит далеко не для каждого подростка. На протяжении десятилетий поднимается вопрос о реформе венгерской школы и системы образования, сегодня, если не считать формальных, поверхностных изменений, действительной реформы не произошло. Школа как учреждение не только не способна выступать противовесом тем общественным влияниям, которые склоняют человека к девиациям, но и сама вовлечена в формирование девиантных форм поведения. Элементы этого влияния можно обобщить следующим образом. Венгерская система образования является по своему характеру селективным учреждением, ориентируемым на знание интеллигентного типа, что благоприятствует подросткам интеллигентного происхождения и ограничивает представителей других групп. Школа упорядоченное, практикующее сильный общественный контроль учреждение, которое определенным образом влияет не только на поведение, но и на мышление, чувства, душевную диспозицию детей, отводя им очень мало автономии. Венгерская система образования, как и семья, действует в основном по авторитарным принципам, опирающимся на традиции. Парадоксальным образом школы, функционально перегружаемые, вынуждены бороться с проблемами выживания, а источник подобного положения один политическая власть. Экзистенциально, морально, профессионально, психологически дезинтегрированное педагогическое сообщество является таким же аномийным, как и группа учащихся. В этом смысле педагогическая группа вряд ли может служить защитным фактором от девиаций. Опуская рассмотрение других учреждений, ответственных за социализацию молодежи, подчеркнем, что роль и значение молодежных общностей в результате многих изменений, в том числе и утраты семьей своих функций, возросли, по существу они превратились в среду первичной социализации, не будучи способными адекватно ретранслировать общественные нормы. Они формируют и распространяют символический мир современного поколения, символизируют противостояние взрослому обществу, обеспечивают ценности, идеалы, языковое понимание, предлагают интенсивные совместные переживания и т.д. В то же время молодежная субкультура во многих отношениях грозит формированием различных девиаций, в первую очередь поведения злоупотреблений, среди которых важнейшую роль играют проблемное питье и злоупотребление психоактивными средствами. Наряду с общностями, организующимися вокруг места жительства, а также школы или других организованных форм деятельности все большее распространение получают общности, образующиеся спонтанным путем, в бесконтрольном окружении (улица, место развлечения). В них доминирует система отношений приятельского типа, оттесняя отношения дружбы в традиционном понимании. Группы принимают значительные размеры, что вопервых исключает переживание интимности, доверительности, эмпатии. При этом уменьшается возможность близкого знакомства с партнерами, непредсказуемыми становится поведение группы, вынуждая подростков идти на довольно сомнительные компромиссы. Характерно то, что в спонтанно образованных, многолюдных группах много одинаковых подростков, которые испытывают феномен постмодернистской культуры общинное одиночество. Группы иерархически построены, часто охватывают молодых людей различного возраста, что вызывает отношения подчинения и повеления. Поскольку в основном старшие в большей степени практикуют различные девиации, особенно употребление наркотиков, их поведение и привычки становятся для всей группы нормой. Такое влияние ускоряет девиантное воспитание младших. Жизнь групп характеризуется разнообразными конфликтами как внутри группы, так и за ее рамками. Часто конфликты между различными группами перерастают в агрессию. Для межгрупповых отношений характерны также установки отчуждения, нетерпимости, образ мышления, основанный на предубеждениях и дискриминации. Перечисленные макрои микрообщественные особенности венгерского общества указывают на аномию, угрожающую ростом девиаций, и на то, что изменение этой ситуации возможно лишь в результате долгосрочной общественно-политической программы. 89 |