Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правового поведения, заведомо ориентированного на сознательное и ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении. Всего этого не достичь “наскоком”, изданием “декретов” или применением репрессивных санкций. Культура, как и природа, имеет свои “естественные законы произрастания”, и поэтому, при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о “развитии”, но никак не о “создании нового”. А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что вовсе не подготовлено для рационалистического правового “культивирования”. Поэтому и исследователям, и практикам-юристам необходимо сознавать, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной и неусыпной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы. Но так ли безоговорочно господствуют в культуре мягкие, эволюционные процессы? Действительно ли, как доказывают социологи, нужно мыслить временными категориями размахом в три-четыре поколения, чтобы представить себе формирование принципиально более совершенной правовой культуры, отвечающей совершенно новым стандартам права и общественных отношений? Видимо, это не совсем так, поскольку правовая культура и само право, в частности, законы, являются частями одной системы и взаимно “подпитывают” друг друга, ускоряя развитие как позитивных, так и негативных процессов. |
» сложной и трудно регулируемой без нормативной унификации. 2.1. Развитие в современной России правовой культуры демократического общества Развитие правовой культуры в современной России является процессом повышенной общественной значимости. Страна переживает переход к новой общественной системе, меняется содержание и логика всех сложившихся отношений в политике, труде, религиозной и семейной жизни. Все эти изменения должны протекать упорядоченно, и законы придают прагматичную определенность новым социальным (экономическим, политическим и духовным) связям и взаимодействиям. Но даже очень хорошие законы могут оказаться бездейственными без двух обязательных составляющих: 1) механизмов их реализации и 2) адекватной правовой культуры и правосознания. Политический курс на демократизацию российского общества актуализирует вопрос о формировании более развитого, преодолевающего архаичные стереотипы, правосознания и значительно более высокой правовой культуры граждан, знающих и умеющих воспользоваться своими законодательно обеспеченными правами, ответственно относящихся к гарантированным свободам и определенным правовой системой обязанностям. Требования к новой правовой культуре состоят в повышении компетенции ее носителей, то есть в стремлении к более обширным и точным знаниям принципов и содержания законодательства со стороны самих граждан; а также в формировании правосознания, заведомо ориентированного на сознательное и 73 ответственное выполнение норм права, поддержке принципов гуманизма, демократизма и законопослушания в реальном правовом поведении. Всего этого не достичь «наскоком», изданием «декретов» или применением репрессивных санкций. Культура, как и природа, имеет свои «естественные законы произрастания», и поэтому, при всей революционности происходящих в стране перемен применительно к правовой культуре можно корректно говорить только о «развитии», но никак не о «создании нового». А это развитие, безусловно, подразумевает и сохранение чего-то прежнего, что, как мы выяснили в первой части работы, вовсе не подготовлено для рационалистического правового «культивирования». Поэтому нужно заведомо отдавать отчет и исследователям, и практикам-юристам, что правовая культура не просто требует совершенствования, она нуждается в постоянной и неусыпной заботе, в больших осмысленных программах, планомерных действиях государственной власти, правовых учреждений, образовательно-просветительной и воспитательной системы^ Но так ли безоговорочно господствуют в культуре мягкие, эволюционные процессы? Действительно ли, как доказывают социологи, нужно мыслить временными категориями размахом в три-четыре поколения, чтобы представить себе формирование принципиально более совершенной правовой культуры, отвечающей совершенно новым стандартам права и общественных отношений? Видимо, это не совсем так, поскольку правовая культура и само право, в частности, законы, являются частями одной системы и взаимно «подпитывают» друг друга, ускоряя 74 |