Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 25]

отношений, закрепляемых государством с помощью этих норм и охраняемых им...
Право обусловлено экономическим строем общества, его социально-политической структурой...
Поскольку государственная власть в обществе принадлежит экономически господствующим классам, то создаваемое (или санкционированное) этой властью право также носит классовый характер, оно закрепляет и охраняет общественные отношения и модели поведения, отвечающие интересам этого класса"1.
Выраженную в приведенном определении позицию можно охарактеризовать как экономоцентристский подход к пониманию права как специализированной сферы культуры, причем абсолютизирующий классовый характер феноменов права.
Важнейшей теоретико-методологической предпосылкой анализа правосознания и правовой культуры является само по себе корректное определение права.
Его советская интерпретация как возведенной в закон воли правящего класса была подвергнута справедливой критике отечественными
исследователями уже в 1970-е годы.
“Тогда были подвергнуты сомнению все четыре элемента упомянутого определения: господство одного класса над другим в современном обществе; чисто государственное происхождение права, в том числе прав человека; полное совпадение права и закона; верховенство государства над правом”2.
Эта критика была связана, в первую очередь, с развитием
в обществе демократических настроений и ростом популярности концепции правового государства.
В результате возникли концепции широкого понимания права, куда включались, наряду с юридическими нормами, правовые отношения, правовая идеология и правосознание, а также различения права и закона.
Закон был отнесен к области правовых предписаний, а право стало толковаться как социетальная, то есть обладающая определенной
функциональ1Философский энциклопедический слопарь.
М., 1989.
С.501.
2 См.: Кудрявцев В.И.
О правопонимании и законности //Государство и право.
1994.
№3.
С.З.
[стр. 26]

формы организации процесса, использование технических средств, документирование, подготовка кадров и совершенствование самого законодательства связаны воедино, и низкий уровень одного из звеньев системы говорит о недостаточно зысокой праэозой культуре правосудия з целом.
Очень важной теоретико-методологической предпосылкой анализа правосознания и правовой культуры является само по себе корректное определение права.
Его советская интерпретация как возведенной в закон воли правящего класса была подвергнута справедливой критике отечественными
юристами уже в 1970-е годы.
«Тогда были подвергнуты сомнению все четыре элемента упомянутого определения: господство одного класса над другим в современном обществе; чисто государственное происхождение права, в том числе прав человека; полное совпадение права и закона; верховенство государства над 10правом».
Эта критика была связана, в первую очередь, с развитием
демократических настроений и формированием идеи правового государства.
В результате возникли концепции широкого понимания права, куда включались, наряду с юридическими нормами, правовые отношения, правовая идеология и правосознание, а также различения права и закона.
Закон был отнесен к области правовых предписаний, а право стало толковаться как социетальная, то есть обладающая определенной
функциональной автономией, подсистема общества.
Право же приобрело новую, 26 См.: Кудрявцев В.Н.
О правопонимании.
и законности // Государство и право.
1994.
№3.
С.З.

[Back]