Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 259]

добровольному объединению людей для решения совместных задач, реализации своих свобод, защиты прав.
«В одиночку сегодня невозможно решить серьезных проблем, поэтому люди должны ставить общие цели и стремиться сообща их достигать» с таким высказыванием согласились 58% участников опроса, с противоположным мнением («жизнь сегодня настолько тяжела и нестабильна, что на общие цели времени и сил не остается, решить бы свои проблемы») 34%.
Сторонниками первого варианта оказались в основном пожилые респонденты.
Выявленные здесь возрастные различия говорят о сомнительности перспектив для становления гражданского общества.
Наконец, важным моментом становления правовой культуры гражданского общества является поиск сугубо правовых, компромиссных, ненасильственных способов решения конфликтов.
На выявление соответствующей установки также была направлена пара высказываний.
Вариант: «Ненасилие, поиск компромисса это самый достойный выход из любой, даже самой острой конфликтной ситуации» набрал 37% голосов; вариант: «Иногда конфликт заходит так далеко, что применение силы может быть оправдано» 34%.
Наиболее многочисленными сторонниками ненасилия явились те, кто имеют среднее специальное образование, а также лица среднего возраста.
В целом, анализируя состояние нормативно-ценностной ориентации, можно отметить большие внутренние противоречия в ее формировании, а также преобладание элементов сознания, не способствующих функционированию гражданского общества.
Такое коренное, архетипическое противодействие внедрению правовой культуры демократического общества, с ее ценностями личности (индивидуальности), собственности (материального благополучия), социальной соревновательности (конкуренции и общественного расслоения), законности (строгой правовой регламентации и ответственности в поведении и взаимодействии социальных субъектов) заставляет исследователя усомниться: а
соответствует ли вообще поставленная задача национальным пра
[стр. 84]

социальной модернизации нужна более рационалистичная правозая культура, в которой больше логики, прагматизма, больше знаний и индивидуального самосознания, наконец.
А общество, в том числе в лице представительной власти, осуществляющей законотворческие функции, то есть реально создающей новое правовое пространство, алчет «морали»: справедливости, равенства, поддержки в новом праве старой социальной традиции.
Эта, уже не теоретическая, а онтологическая дилемма, порождает драматическую коллизию современного правового строительства незаметную для многих, но от этого не становящуюся менее реальной.
Такое коренное, архетипическое противодействие внедрению правовой культуры демократического общества, с ее ценностями личности (индивидуальности), собственности (материального благополучия), социальной соревновательности (конкуренции и общественного расслоения), законности (строгой правовой регламентации и ответственности в поведении и взаимодействии социальных субъектов) заставляет исследователя усомниться: а
соответствуют ли новые правовые установления национальным правовым ценностям, возможно ли формирование правового государства в России, стоит ли надеяться и бороться за установление новых, демократических правоотношений? Член-корреспондент РАН В.С.Нерсесянц убежден в том, что эти задачи ставить и решать нам придется неизбежно: «Цель права как должного в отношении закона (позитивного права) и государства можно сформулировать в виде следующего императива: закон (позитивное право) и государство должны быть правовыми (выделено нами Н.Т.).
84

[Back]