Проверяемый текст
Тапчанян, Надежда Мартыновна. Правосознание и правовая культура личности в условиях обновления России (Диссертация 1998)
[стр. 26]

ной автономией, подсистема общества.
Право приобрело новую, более широкую, чем ранее, трактовку, и сам его поэлементный состав теперь предполагал совершенно иной образ существования и социальный генезис.
Фактически исследователи стали приходить к мысли, что право есть порождение общества, а не государства.

“Государство не придумывает право, оно призвано закрепить сложившиеся в обществе представления о справедливости”1.
А посему ему присущи совершенно иные, чем интенционирует государство, принципы и черты:
“Где нет...
принципа равенства, там нет и права как такового.
Формальное равенство тем самым является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права
вообще”2.
Особенностью марксистско-позитивистского подхода к проблемам правового поведения, характерного для всего советского периода существования отечественного правоведения, является поиск материальных в конечном счете оснований правовой культуры, на которых, по мнению сторонников этого подхода, вырастает многообразное в структурном и содержательном плане культурное целое.
В подобной концепции проблема осмысления правовой культуры и соответствующего поведения предстает как поиск жестких зависимостей детерминистского характера между материальными основаниями типологически конкретной правовой культуры и ее спецификой, с одной стороны, и между нормативно-регулятивными образцами, диктуемыми правовой культурой, и реальным поведением людей с другой.
Кроме того, в такого рода подходах обязательно присутствует неявное, но крайне важное для них допущение.
Оно представляет собой убежденность в том, что, с одной стороны, право, взятое в институциональном и регулятивном плане, может однозначно детерминировать поведение социальных групп, формы отстаивания политических интересов и 1Лившиц Р.З.
Современная теория права.
М., 1992.
С.23.

2Нерсесяиц B.C.
Haiu путь к праву.
М., 1992.
С.10-11.
[стр. 27]

более широкую, чем ранее, трактовку, и сам его поэлементный состав предполагал совершенно особый образ существования и социальный генезис.
Фактически, исследователи стали приходить к мысли, что право есть порождение общества, а не государства.

«Государство не придумывает право, оно призвано закрепить *1 сложившиеся в обществе представления о справедливости».
А посему ему присущи совершенно иные, чем интенционирует государство, принципы и черты:
«Где нет...
принципа равенства, там нет и права как такового.
Формальное равенство тем самым является наиболее абстрактным определением права, общим для всякого права и специфичным для права
вообще».12 Признаки равенства и свободы, то есть глубоко архетипических представлений людей о справедливости, лежат, по мнению ученых, в основе современного права как социального института.
В этом смысле право выступает как «нормативно закрепленная и реализованная справедливость...
Несправедливый закон не есть право».13 Таким образом, изучая правовую культуру, необходимо разделять формальные нормы, законы, которые могут быть неадекватны и социальной ситуации, и стандартам морали, и право, которое глубоко социально и гуманистично по своей сути.
Если попытаться аналитически разделить «право» на об27 11 Лившиц Р.З.
Современная теория права.
М., 1992.
С.23.

12 Нерсесянц B.C.
Наш путь к праву.
М., 1992.
С.10-11.
13 Лившиц Р.З.
Современная теория права.
М., 1992.
С.3233.

[Back]