ной политики, монополизации государственными институциями и должностными лицами положения в системе политико-правовых отношений, односторонности определения целей и направлений общественного реформирования'. В таких условиях инициирования сверху разнообразных квазидемократических установлений трудно представить себе генезис правовой культуры и правосознания, отвечающий идеальным параметрам модели демократии, а не той искаженной реальности, которая складывается в России. Если же оставить процессы, проистекающие от самой власти (“сверху”) и обратиться к развитию демократизации от ее массовых народных корней (“снизу”), то можно будет выявить не менее значимые в теоретическом и прикладном отношении негативные характеристики. Демократия в постсоветской России связана в первую очередь и в основном с регулярными выборами представителей власти на конкурентной основе, в которых выражается идея формирования представительной власти и посредством нее политического волеизъявления граждан, передающих свои полномочия определенным лицам и органам для реализации в социальном управлении и строительстве их целей, ценностей, потребностей и идеалов. Тем не менее реальность сегодня такова, что при наличии первой части выборов в практике функционирования политической системы отсутствует вторая часть обратная связь, мотивированное участие и контроль граждан за реализацией тех властных полномочий, которыми они наделили от своего имени соответствующих субъектов. Отторжение людей от полноценного участия в политике и в государственном управлении приводит их назад, к социальному отчуждению, нигилизму, ощущению корыстной эксплуатации политиками их гражданского статуса, политической депривации. Демократия это не просто народовластие, это и ответственность народа за собственный выбор, и ответственность политиков за принимаемые от имени народа решения. Поскольку ответственность политиков сегодня |
вительных по форме и неконституционных по сути параллельных структур выработки государственной политики, монополизации государственными институциями и должностными лицами положения в системе политико-правовых отношений, односторонности определения целей и направлений общественного реформирования.3* В таких условиях инициирования сверху разнообразных квазидемократических установлений трудно представить себе генезис правовой культуры и правосознания, отвечающий идеальным параметрам модели демократии, а не той искаженной реальности, которая складывается в России. Если же оставить процессы, проистекающие от самой власти («сверху») и обратиться к развитию демократизации от ее массовых народных корней («снизу»), то можно будет выявить не менее значимые в теоретическом и прикладном отношении негативные характеристики. Демократия в постсоветской России связана в первую очередь и в основном с регулярными выборами представителей власти на конкурентной основе, в которых выражается идея формирования представительной власти Ч и посредством нее политического волеизъявления граждан, передающих свои полномочия определенным лицам и органам для реализации в социальном управлении и строительстве их целей, ценностей, потребностей и идеалов. Однако реальность сегодня такова, что при наличии первой части выборов в практике функционирования политической системы отсутствует вторая часть обратная связь, мотивированное участие и контроль граждан за реализацией тех 86 См.: там же. властных полномочий, которыми они наделили от своего имени соответствующих субъектов. Отторжение людей от полноценного участия в политике и в государственном управлении приводит их обратно, в царство «кривых зеркал» социального отчуждения, нигилизма, ощущения эксплуатации политиками их гражданского статуса, политической депривации. Культура демократии и соответствующая ей правовая культура в таких условиях сложиться не может, ведь еще популярные в нашей стране коммунистические классики обосновали тезис о том, что «бытие определяет сознание», а практика общественных отношений сегодня явно не способствует формированию высоких образцов правового и политического демократизма . Демократия это не просто народовластие, это и ответственность народа за собственный выбор, и ответственность политиков за принимаемые от имени народа решения. Поскольку ответственность политиков сегодня наиболее проблемная область демократии, рассмотрим с точки зрения развития правовой и политической культуры проблему ответственности народа. В процессе выборов происходит селекция носителей наиболее популярных (распространенных и поддерживаемых, то есть легитимных) социальных ценностей и ревизия прошлой деятельности избираемых субъектов государственного управления. «.. .Именно выборы резюмируют меру освоения массовым политическим сознанием фундаментальных ценностей и ограничений демократической культуры, структуру и динамику правового и неправового отношения и понимания гражданами и должностными лицами своей роли и места в политическом и избирательном 87 |