Проверяемый текст
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
[стр. 62]

Существуют три основных вида поведения людей, связанного с правовыми и моральными нормами: а) поведение, которое подлежит исключительно моральной оценке; б) поведение, которое подлежит исключительно правовой оценке; в) поведение, которое подлежит как правовой, так и моральной оценке одновременно.
Общественное мнение имеет тенденцию к проявлению моральных реакций в тех случаях, когда считает, что данное явление должно регулироваться правом.
В то же время не всякое поведение, которое с точки зрения общественного мнения имеет отрицательную моральную оценку, вызывает правовую реакцию в виде официальных правовых санкций.
Другими словами, в общественном мнении существует сфера явлений, имеющих чисто моральный характер, а также сфера явлений, имеющих смешанный, моральноправовой характер;
явлений же чисто правового характера не существует1.
Однако нам представляется, что концепция Подгурецкого при всей ее оригинальности не вполне соответствует действительности.
Скорее верным является понимание соотношения морали и права как смежных и даже имеющих область пересечения форм социальной регуляции.
Мораль и право слишком близки друг к другу, чтобы между ними не существовало промежуточной зоны.
Так, например, в праве известны неполные обязательства, называемые
“натуральными”, которые снабжены полусанкциями в том смысле, что кредитор не может обращаться в суд с тем, чтобы добиться возвращения долга, а должник, выполнивший свое обязательство, не может со своей стороны утверждать, что произвел оплату недолжного, и требовать возмещения.
Мораль, прежде всего, это огромный резервуар, из которого черпает право.
По мере
усовершенствования права его требования становятся всё более настоятельными и обыкновенные обязанности превращаются в юридические обязательства.
1См.: Подгурецкий А.
Очерк социологии права.
М., 1974.
С.256-257.
[стр. 75]

смысле применяемых санкций.
Право и мораль.
Различие между правом и моралью тоньше, поскольку и то и другое находится в одной и той же плоскости, правда, мораль, даже та, которую принято называть «социальной», имеет гораздо менее выраженный социальный характер, чем право.
Ее истинной областью является индивидуальное сознание, тогда как предписания права имеют непременно коллективный характер и касаются в равной степени как социальной группы, так и заинтересованного лица.
Поэтому сфера применения норм морали отличается от области применения правовых норм, хотя это две смежные области.
В отличие от права мораль несет оценочную характеристику (хорошо — плохо, благородно — низко).
Нормы морали действуют через внутренние психологические механизмы.
Для них характерно отсутствие текстуального закрепления и правовых санкций.
Право и мораль являются важнейшими элементами человеческого поведения и тесно взаимосвязаны.
Как правило, все правовое подлежит моральным оценкам.
Сфера применения правовых оценок к морали значительно уже, чем моральных к праву.
Это объясняется тем, что моральные оценки универсальны, а правовые ограничены определенными сферами действительности.
По сравнению с правом мораль одновременно и более требовательна, и менее требовательна.
Если правовые предписания обычно не вторгаются в глубины сознания и оставляют без внимания намерения, касаясь лишь поступков и поведения, то для морали основным является намерение.
Иными словами, множество аморальных поступков совершенно безразличны для права, ведь с точки зрения права «все, что не запрещено — разрешено».
Однако, с другой стороны, можно сказать, что право имеет более принудительный характер, чем мораль, если иметь в виду наказание.
Нарушение норм морали влечет за собой порицание.
Его не следует сбрасывать со счетов, потому что осуждение или даже осмеяние могут иметь очень серьезные последствия, привести к психическому расстройству, сломать карьеру и даже довести до самоубийства.
Однако оно не так затронет судьбу преступившего нормы человека, как это сделает постановление органа государственной власти, например, осуждение по уголовному делу.
В то же время возможны и иные подходы.
Например, польский исследователь А.
Подгурецкий считает, что сфера морали является более широкой и включает сферу права как свою внутреннюю область.
В пользу своей позиции он приводит следующие аргументы.
Правовое осуждение каких-либо деяний является показателем и морального их осуждения, в то время как моральное осуждение не всегда сопровождается требованием применения правовых санкций против данных деяний.
1.
Чем сильнее правовое осуждение, тем сильнее осуждение моральное (при пересечении некоторого специфического, качественно обозначенного барьера).
2.
Работники систем правового контроля больше, чем кто-либо, заангажированы требованием наиболее точной реализации формально-структурных требований данной правовой системы и при этом меньше, чем другие, осуждают нарушение норм общественной жизни.
Поэтому Подгурецкий считает неправильным представление о смежном характере сфер права и морали как социальных регуляторов, которое можно изобразить в виде следующей диаграммы (здесь М означает мораль, а П — право): В соответствии с этой диаграммой существуют три основных вида поведения людей, связанного с правовыми и моральными нормами: а) поведение, которое подлежит исключительно моральной оценке; б) поведение, которое подлежит исключительно правовой оценке; в) поведение, которое подлежит как правовой, так и моральной оценке одновременно.


[стр.,76]

Согласно представлениям Подгурецкого, право и мораль соотносятся так: Из второй диаграммы можно сделать вывод, что всякое деяние, против которого применены правовые санкции, требует морального осуждения, в то время как лишь некоторые деяния, получившие моральное осуждение, попадают под действие правовых санкций.
Общественное мнение имеет тенденцию к проявлению моральных реакций в тех случаях, когда считает, что данное явление должно регулироваться правом.
В то же время не всякое поведение, которое с точки зрения общественного мнения имеет отрицательную моральную оценку, вызывает правовую реакцию в виде официальных правовых санкций.
Другими словами, в общественном мнении существует сфера явлений, имеющих чисто моральный характер, а также сфера явлений, имеющих смешанный, морально-правовой характер;
а явлений чисто правового характера не существует1 .
1 См.: Подгурецкий А.
Очерк социологии права.
М., 1974.
С.
256—257.

Натуральные обязательства.
Мораль и право слишком близки друг к другу, чтобы между ними не существовало промежуточной зоны.
Так, например, в праве известны неполные обязательства, называемые
«натуральными», которые снабжены полусанкциями в том смысле, что кредитор не может обращаться в суд с тем, чтобы добиться возвращения долга, а должник, выполнивший свое обязательство, не может со своей стороны утверждать, что он произвел оплату недолжного и требовать возмещения.
Мораль прежде всего — это огромный резервуар, из которого черпает право.
По мере
его усовершенствования требования права становятся все более настоятельными и из обыкновенных обязанностей превращаются в обязанности юридические.
Хотя и реже, но имеет место и обратный процесс; существуют правовые нормы, которые перестают подкрепляться юридическими санкциями и опираются лишь на сознательность.
Противоречия между правом и моралью.
Тесные связи между моралью и правом могут в некоторых случаях порождать конфликты.
Может, в частности, случиться, что та или иная норма, установленная в правовом поле, будет отвергаться членами сообщества из моральных побуждений, например, военными, которым отдали приказ выполнять то, что противоречит их религиозным или нравственным убеждениям (допустим, солдатами, по политическим или религиозным мотивам уклоняющимися от призыва, и т.д).
Должна ли правовая норма уступать норме морали, или следует ратовать за приоритет права? Для социолога ответ не вызывает сомнений: подчиняться следует правовой норме, поскольку до тех пор, пока она остается в силе, такая норма отражает волю социальной группы, тогда как норма морали выражает личное мнение или, в лучшем случае, распространена среди меньшинства и должна, следовательно, подпадать под приоритет правовой нормы до того времени, пока она не обретет признание группы.
Разумеется, не запрещается критиковать закон, проводить против него кампанию и ратовать за его отмену.
Но пока он действует, ему нужно подчиняться.
Здесь, однако, необходимо сделать две оговорки.
Бывают случаи, когда вся законодательная система является нелегитимной, поскольку представляет собой результат узурпированной власти, навязанной силой и не признанной нацией в целом.
Очевидно, что следуя этой гипотезе, обязанность подчиняться может и должна нарушаться.
Рассуждая в этом же ключе, можно сказать, что когда власть, даже легитимная, злоупотребляет принудительными мерами для самоутверждения, ее распоряжения

[Back]