Проверяемый текст
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
[стр. 67]

чительно более отдаленной от ситуации лицом-к-лицу.
Правовые, религиозные, моральные нормы содерж
ит регуляцию и тех ситуаций, которых мы лично никогда не переживали и не будем переживать непосредственно.
Так что нормативные системы становятся объективным хранилищем огромного разнообразия накопленных ситуаций, жизненного опыта, которые можно
сохранять во времени и передавать последую щ им поколениям.
Как символическая система норма объективна.
Мы сталкиваемся с ней как с внешней по отнош ению к нам фактичностью, и она оказывает на нас принуждающее влияние.
Н орма подчиняет нас своим структурам.
Она предоставляет
нам готовую возм ож ность непрерывной идеальной типизации нашего возрастающего опыта.
И наче говоря, норма так широка и гибка, что позволяет
нам типизировать огром ное множ ество ситуаций на протяжении всей нашей жизни.
Типизируя наши жизненны е ситуации и опыт, она позволяет распределить их по бол ее широким категориям, в контексте которых они приобретают значение не только для нас, но и для других лю дей.
В той мере, в какой норма типизирует опыт, она делает его аноним ным, так как опыт, подвергш ийся типизации, в принципе может быть воспроизведен любым, кто попадает в рассматриваемую категорию.

Благодаря своей способности вы ходить за пределы "здесь-и-сейчас" норма соединяет различные зоны социальной реальности и интегрирует их в единое смысловое целое.
Благодаря норм е мы можем преодолеть разрыв меж ду нашей зоной несвободы и зон ой несвободы другого.
Норма м ож ет "создать эффект присутствия" м нож ества ситуаций, которые в пространственном, временном и социальном отнош ении отсутствую т "здесь-исейчас".
Проще говоря, с помощ ью норм весь мир может актуализироваться в лю бой момент.
Что касается социальных отнош ений, норма "делает наличными” для нас не только отсутствую щ ие в данный момент ситуации, но и те, которые относятся к реконструируем ом у прош лому, а также ситуации будущ его, представляемые нами в воображ ении.
[стр. 94]

считываемым.
Если бы мы в той или иной степени не могли предвидеть поведения других людей, мы сами не могли бы действовать.
Социальные нормы — это всеобщие постоянно действующие предписания, регламентирующие человеческое поведение, которые прямо или косвенно ориентируют индивидов на распространенные в данном обществе ценностные представления и предполагают их практическую реализацию.
Нормы призваны регулировать поведение людей в различных ситуациях.
Они формируют социальные ожидания по отношению к индивидуальному поведению каждого члена общества и поддерживаются санкциями.
Нормы всегда связаны с ценностными представлениями, существующими в сознании людей.
Речь идет не о личных, субъективных ценностных представлениях, а о таких, которые имеют всеобщее значение в обществе или социальной группе.
Такие представления воспринимаются индивидом как нечто объективно существующее независимо от воли конкретных людей.
Несмотря на то, что нормативная регуляция человеческого поведения никогда не может приблизиться к инстинктивной регуляции животного существования хотя бы только потому, что она создана человеком и имеет «искусственный» характер, тем не менее в большинстве случаев она в состоянии обеспечить управление и стабильность большей части человеческого поведения.
Здесь мы подходим к вопросу: каким образом возникает сам социальный порядок? Социальный порядок создается индивидами и группами в процессе постоянного взаимодействия на основе экстернализации раннее усвоенных социальных и правовых норм.
П.
Бергер и Т.
Лукман почеркивают, «что экстернализация как таковая есть антропологическая необходимость.
Человеческое существование невозможно в закрытой сфере внутреннего бездействия.
Человек должен непрерывно экстернализироватъ себя в деятельности.
Эта антропологическая необходимость коренится в биологическом аппарате человека.
Внутренняя нестабильность человеческого существования вынуждает его к тому, чтобы человек сам обеспечивал стабильное окружение для своего поведения.
Человек должен сам классифицировать свои влечения и управлять ими.
Эти биологические факты выступают в качестве необходимых предпосылок создания социального порядка»1 .
1 Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности.
Трактат по социологии знания.
М., 1995.
С.
89.
Нормы касаются поступков, поступки совершаются в ситуациях, но в общем-то нормы выходят за пределы этой ситуации.
Действие сохраняет свой смысл благодаря прогнозированию будущей ситуации и исходит из событий и ориентации, которые были пережиты в прошлом и имеют отношение к настоящему.
Нормы действуют в ситуации лицом-к-лицу, но могут существовать и самостоятельно.
Корни гипостазирования нормы — в ее символических и коммуникативных функциях, в способности передавать императивные сообщения, которые непосредственно не связаны с индивидом, с его наличным бытием.
Это свойство присуще не только нормам, но и другим знаковым системам, однако обобщенно-абстрактный характер нормы делает ее значительно более отдаленной от ситуации лицом-к-лицу.
Правовые, религиозные, моральные нормы содержат
регуляцию и тех ситуаций, которые мы лично никогда не переживали и не будем переживать непосредственно.
Так что нормативные системы становятся объективным хранилищем огромного разнообразия накопленных ситуаций, жизненного опыта, которые можно
сохранить во времени и передать последующим поколениям.
Как символическая система, норма объективна.
Мы сталкиваемся с ней как с внешней по отношению к нам фактичностью, и она оказывает на нас принуждающее влияние.
Норма подчиняет нас своим структурам.
Она предоставляет
готовую возможность непрерывной идеальной типизации нашего возрастающего опыта.
Иначе говоря, норма так широка и гибка, что позволяет
типизировать огромное множество ситуаций на протяжении всей нашей жизни.
Типизируя наши жизненные ситуации и опыт, она позволяет распределить их по более широким категориям, в контексте которых они приобретают значение не только для нас, но и для других людей.
В той мере, в какой норма типизирует опыт, она делает его анонимным, так как опыт, подвергшийся типизации, в принципе может быть воспроизведен любым, кто попадает в рассматриваемую категорию.

Например, у меня ссора и развод с женой.
Этот конк

[стр.,95]

ретный и субъективно уникальный опыт с помощью нормативно-правовых структур типизируется в категорию «развода».
Такая типизация приобретает смысл для меня, для других и, вероятно, для моей жены, но при этом остается анонимной.
Не только я, но любой (точнее, любой из категории «муж») может иметь «развод».
Так что мой биографический опыт теперь классифицирован и в силу этого становится для меня как бы еще более объективно и субъективно реальным.
Благодаря своей способности выходить за пределы «здесь-и-сейчас» норма соединяет различные зоны социальной реальности и интегрирует их в единое смысловое целое.
Благодаря норме мы можем преодолеть разрыв между нашей зоной несвободы и зоной несвободы другого.
Норма может «создать эффект присутствия» множества ситуаций, которые в пространственном, временном и социальном отношении отсутствуют «здесь-исейчас».
Проще говоря, с помощью норм весь мир может актуализироваться в любой момент.
Что касается социальных отношений, норма «делает наличными» Для нас не только отсутствующие в данный момент ситуации, но и те, которые относятся к реконструируемому прошлому, а также ситуации будущего, представляемые нами в воображении.

Таким образом, норма — это сигнификант, соединяющий различные сферы реальности, ее можно определить Как символ.
Религия, философия, искусство, наука, идеология представляют собой символические системы такого рода, имеющие огромное моделирующее значение Для социальной реальности повседневной жизни.
Важной социальной функцией, которую независимо от своего содержания выполняют все нормы, является формирование ожиданий определенного поведения других людей.
Благодаря тому что люди ожидают от других в жизненных ситуациях определенного поведения и заранее ориентируются на него, они сами могут постоянно действовать и завязывать социальные отношения.
В ситуации всегда присутствует нечто большее, чем то, что необходимо непосредственному действию.
Человек оказывается способным дистанцироваться от действительной ситуации и быть выше ее.
Он может также устанавливать субординацию ситуаций, объективируя и типизируя тем самым их и самого себя, то есть подниматься на более высокий, абстрактный уровень.
Все это имел в виду М.
Шелер, говоря, что человек живет не в «окружающей среде», подобно животному, а в «мире».
Еще лучше было бы сказать: окружающая среда человека открыта миру.
К такому существованию, открытому миру, способен только человек, потому что он один располагает знаковой системой языка.
Язык позволяет ему также творить нормы, предписывать их и передавать другим поколениям.
Не все закономерности поведения людей, на которых основан эффект ожидания, опираются на нормы.
Ожидания основываются также на: а) действии биологических факторов.
Люди не могут, как птицы, летать по воздуху и оставаться без пищи длительное время.
Индивидуальные поведенческие возможности ограничивает также возраст и пол.
В задачу социолога входит предостерегать от биологизаторских интерпретаций общественного поведения людей.
Однако социология не может игнорировать тот факт, что человек является млекопитающим, или что только женщины могут рожать детей, или что молодость и старость — «природные» феномены.
Разумеется, биологические факторы только частично определяют социальные явления; б) привычки тоже образуют закономерности по ведения, на которые ориентируются другие люди.
Однако возникновение привычек не регламентируется нормами и не стимулируется санкциями.
Они возникают в процессе «привыкания».
Достаточно отметить, что дальнейшее закрепление однажды или многократно апробированного способа поведения способствует экономии сил.
Привычки могут превращаться чуть ли не в автоматические процессы, детали которых больше не регистрируются сознанием.
В таких случаях мы и говорим о «привыкании»; в) обычаи — своего рода коллективные привычки.
Разумеется, переход от обычая к норме не может быть точно зафиксирован.
Важнейшей характеристикой социальных норм является их всеобщность,

[Back]