Проверяемый текст
Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.
[стр. 68]

Таким образом, норма это сигнификанг, соединяющий различные сферы реальности, и ее можно определить как символ.
Религия, философия, искусство, наука, идеология представляют собой символические системы такого рода, имеющие огромное моделирующее значение для социальной реальности1.'
Важной социальной функцией, которую независимо от своего содержания выполняют все нормы, является формирование ожиданий определенного поведения других людей.
Благодаря тому что люди ожидают от других в жизненных ситуациях определенного поведения и заранее ориентируются на него, они сами могут постоянно действовать и завязывать социальные отношения.
В ситуации всегда присутствует нечто большее, чем то, что необходимо непосредственному действию.
Человек оказывается способным дистанцироваться от действительной ситуации и быть выше ее.
Он может также устанавливать субординацию ситуаций, объективируя и типизируя тем самым их и самого себя, то есть подниматься на более высокий, абстрактный уровень.
Все это имел в виду М.Шелер, говоря, что человек живет не в
“окружающей среде”, подобно животному, а в “мире”.
Ещ е лучше было бы сказать: окружающая среда человека открыта миру.
К такому сущ ествованию, открытому миру, способен только человек, потому что он один располагает знаковой системой языка.
Язык позволяет ему также творить нормы, предписывать их и передавать другим поколениям.

Особую значимость в реализации регулятивной функции правовой культуры имеет формирующаяся на основе действующих в обществе правовых норм правовая установка1 готовность и предрасположенность субъекта к правомерному или противоправному поведению, складывающаяся иод влиянием ряда социальных и психофизических факторов.
Право1Щербакова Н.В.
Проблемы правовой личности.
Ярославль, 1993.
С.12.
[стр. 95]

ретный и субъективно уникальный опыт с помощью нормативно-правовых структур типизируется в категорию «развода».
Такая типизация приобретает смысл для меня, для других и, вероятно, для моей жены, но при этом остается анонимной.
Не только я, но любой (точнее, любой из категории «муж») может иметь «развод».
Так что мой биографический опыт теперь классифицирован и в силу этого становится для меня как бы еще более объективно и субъективно реальным.
Благодаря своей способности выходить за пределы «здесь-и-сейчас» норма соединяет различные зоны социальной реальности и интегрирует их в единое смысловое целое.
Благодаря норме мы можем преодолеть разрыв между нашей зоной несвободы и зоной несвободы другого.
Норма может «создать эффект присутствия» множества ситуаций, которые в пространственном, временном и социальном отношении отсутствуют «здесь-исейчас».
Проще говоря, с помощью норм весь мир может актуализироваться в любой момент.
Что касается социальных отношений, норма «делает наличными» Для нас не только отсутствующие в данный момент ситуации, но и те, которые относятся к реконструируемому прошлому, а также ситуации будущего, представляемые нами в воображении.
Таким образом, норма — это сигнификант, соединяющий различные сферы реальности, ее можно определить Как символ.
Религия, философия, искусство, наука, идеология представляют собой символические системы такого рода, имеющие огромное моделирующее значение Для социальной реальности
повседневной жизни.
Важной социальной функцией, которую независимо от своего содержания выполняют все нормы, является формирование ожиданий определенного поведения других людей.
Благодаря тому что люди ожидают от других в жизненных ситуациях определенного поведения и заранее ориентируются на него, они сами могут постоянно действовать и завязывать социальные отношения.
В ситуации всегда присутствует нечто большее, чем то, что необходимо непосредственному действию.
Человек оказывается способным дистанцироваться от действительной ситуации и быть выше ее.
Он может также устанавливать субординацию ситуаций, объективируя и типизируя тем самым их и самого себя, то есть подниматься на более высокий, абстрактный уровень.
Все это имел в виду М.
Шелер, говоря, что человек живет не в
«окружающей среде», подобно животному, а в «мире».
Еще лучше было бы сказать: окружающая среда человека открыта миру.
К такому существованию, открытому миру, способен только человек, потому что он один располагает знаковой системой языка.
Язык позволяет ему также творить нормы, предписывать их и передавать другим поколениям.

Не все закономерности поведения людей, на которых основан эффект ожидания, опираются на нормы.
Ожидания основываются также на: а) действии биологических факторов.
Люди не могут, как птицы, летать по воздуху и оставаться без пищи длительное время.
Индивидуальные поведенческие возможности ограничивает также возраст и пол.
В задачу социолога входит предостерегать от биологизаторских интерпретаций общественного поведения людей.
Однако социология не может игнорировать тот факт, что человек является млекопитающим, или что только женщины могут рожать детей, или что молодость и старость — «природные» феномены.
Разумеется, биологические факторы только частично определяют социальные явления; б) привычки тоже образуют закономерности по ведения, на которые ориентируются другие люди.
Однако возникновение привычек не регламентируется нормами и не стимулируется санкциями.
Они возникают в процессе «привыкания».
Достаточно отметить, что дальнейшее закрепление однажды или многократно апробированного способа поведения способствует экономии сил.
Привычки могут превращаться чуть ли не в автоматические процессы, детали которых больше не регистрируются сознанием.
В таких случаях мы и говорим о «привыкании»; в) обычаи — своего рода коллективные привычки.
Разумеется, переход от обычая к норме не может быть точно зафиксирован.
Важнейшей характеристикой социальных норм является их всеобщность,

[Back]