участию военнослужащих в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях»1. Таким образом, условием осуществления своего субъективного права военнослужащим является предварительное разрешение соответствующего начальника (командира), предоставляющее верующему возможность отправлять религиозные обряды. Военнослужащие, как и остальные граждане РФ, которым государство гарантирует свободу вероисповедания, вправе ожидать от него создания некоторых условий для реализации конституционного права, в том числе и посредством определенных действий администрации (в данном случае командования воинских частей), например, предоставлением помещений для совершения обрядов, приглашением священнослужителя. Необходимо урегулировать также и вопросы соответствия реализации права на свободу вероисповедания условиям прохождения военной службы, чтобы не получилось так, что в часть прибыл священник, а верующие в карауле и т.д. Итак, право на свободу совести и вероисповедания универсальное правовое образование, взаимодействующее с широким спектром конституционных прав, свобод и обязанностей личности. Расширенная включенность данной свободы в систему конституционных прав и свобод обусловлена особым характером права на свободу совести, ее связью как с интимным, духовным миром человека, так и с материальными, политическими гранями правовой культуры, наличием в данной свободе характеристик, как частного, так и публичного права. Содержанием государственно-правовых отношений в области свободы совести следует считать поведение субъектов этих отношений, их действия, совершаемые в пределах субъективных прав и обязанностей, предоставленных им соответствующими нормативными актами. Итак, нами рассмотрены общие государственно-правовые отношения в области свободы совести, проведен анализ составляющих их элементов, что позволяет подойти к взаимодействию государственных органов и религиозных объединений, юридическим гарантиям и проблемам правового 115 1Российская газета. 1997.1 октября. |
обязанности субъектов являются лишь его формой1. Вторая точка зрения нам представляется более убедительной. Содержанием административно-правовых отношений в области свободы совести следует считать поведение субъектов этих отношений, их действия, совершаемые в пределах субъективных прав и обязанностей, предоставленных им соответствующими нормативными актами. Так, ст. 12 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» предоставляет право религиозным организациям обжаловать в суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации. Но религиозная организация может и не воспользоваться своим правом. Следовательно, содержание исследуемых отношений составляют не права и обязанности сторон, а их действия, совершаемые в пределах предоставленных им полномочий. Таким образом, нами рассмотрены общие административно-правовые отношения в области свободы совести, проведен анализ составляющих их чпр\*ентгт что гтг>?чоп«ет пппойти к юпмпическим гарантиям и проблемам7 • * 1 ' ' 1 Л правового регулирования конкретных взаимоотношений государственных органов, в том числе и правоохранительных, и религиозных объединений. §2. Административно-правовые гарантии свободы совести В рамках целого, система назначения гарантий состоит в том, что она призвана обеспечить такую возможно более благоприятную обстановку, в атмосфере которой, записанный в Конституции и законах, юридический статус личности и, особенно, ее права и свободы становились фактическим положением каждого отдельного человека и гражданина. Вопрос о гарантиях возникает каждый раз, когда осуществляется переход от должного к сущему. 125 ‘См.: Теория государства и права. Учебник. Л., 1982. С.294. |