Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 122]

граждан должна иметь большие возможности на публичное отстаивание и пропаганду своих мировоззренческих взглядов и убеждений.
По нашему мнению, необходимо соответствующее нормативное реагирование со стороны законодателя, чтобы избежать возможной национально-религиозной напряженности и, как следствие, разделения людей по отношению к церковным либо светским ценностям.

Таким образом, принципиальное значение для развития отношений между государственными органами и религиозными объединениями имеет сохранение в качестве политической и правовой основы
государственнорелигиозных отношений принципа отделения церкви от государства.
Причем в отличие от предыдущего действующее законодательство не только провозглашает его в качестве основополагающего, но и раскрывает его содержание, благодаря чему отпала возможность его произвольного толкования.
Практическое претворение этого принципа придает отношениям между государственными органами и религиозными объединениями характер и форму правоотношений, закладывает фундамент для превращения этих отношений в равноправные.
Вышеуказанный принцип логически связан с принципом отделения религиозных объединений отучреждений образования.
Государство в лице своих органов, на наш взгляд, должно контролировать, чтобы в общеобразовательных программах соблюдался светский характер системы государственного образования и при этом реализовывались принципы взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями различных религий.
Надо отметить, что в реализации данного принципа имеются определенные проблемы.
Так, предпринимаются попытки со стороны
РПЦ поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких, как «Закон Божий», «Основы религии», изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения законов 122
[стр. 160]

Следует иметь в виду, что в общественной жизни страны наблюдаются претензии одних конфессий на исключительное положение в государстве на правах «религии большинства», «господствующей в данном регионе».
Определенные проблемы возникают между религиозными организациями и неверующими.
Можно даже сказать, что на место «воинствующего атеизма» приходят элементы «воинствующего клерикализма», которые проявляются в стремлении некоторых кругов религиозных организаций насильственно навязать неверующим религиозные взгляды и нормы поведения.
Подобные рецидивы встречаются в деятельности Русской православной церкви, но особенно широкое распространение получили в регионах традиционного распространения ислама, ламаизма.
В то же время все большее значение для будущего России приобретает характер складывающихся взаимоотношений между людьми различных мировоззренческих ориентаций.
В результате проведения новой политики и в связи со снятием различных ограничений в деятельности религиозных организаций, а также с учетом общественно-психологической атмосферы, происходит определенная сакрализация общества.
Однако, нерелигиозная часть россиян, которая по оценкам специалистов составляет сейчас от 40 до 60 % населения, испытывает дискомфорт, полагая, что российское общество искусственно клерикализуется1.
Действительно, это имеет место и в армии, и в культуре, и в средствах массовой информации.
Полагаем, что нерелигиозная категория граждан должна иметь большие возможности на публичное отстаивание и пропаганду своих мировоззренческих взглядов и убеждений.
В связи с этим, по нашему мнению, необходимо соответствующее нормативное реагирование со стороны законодателя, чтобы избежать возможной национально-религиозной напряженности и, как следствие, разделения людей по отношению к церковным либо светским ценностям.
160 'См.: Религия и право.
1999.
.№2.
С.8.


[стр.,161]

Таким образом, принципиальное значение для развития отношений между государственными органами и религиозными объединениями имеет сохранение в качестве политической и правовой основы государственноцерковных отношений принципа отделения церкви от государства.
Причем в отличие от предыдущего, действующее законодательство не только провозглашает его в качестве основополагающего, но и раскрывает его содержание, благодаря чему отпала возможность его произвольного толкования.
Практическое претворение этого принципа придает отношениям между государственными органами и религиозными объединениями характер и форму правоотношений, закладывает фундамент для превращения этих отношений в равноправные.
Вышеуказанный принцип логически связан с принципом отделения религиозных объединений от учреждений образования.
Государство в лице своих органов, на наш взгляд, должно контролировать, чтобы в общеобразовательных программах соблюдался светский характер системы государственного образования и при этом реализовывались принципы взаимной терпимости и уважения между гражданами, исповедующими религию и не исповедующими ее, между последователями различных религий.
Надо отметить, что в реализации данного принципа имеются определенные проблемы.
Так, предпринимаются попытки со стороны
Русской православной церкви поставить под вопрос светский характер школьного образования через введение цикла учебных дисциплин, таких как «Закон Божий», «Основы религии», изучение которых предполагает функции катехизации, то есть привлечение к религии на основе разъяснения основ вероучения.
При этом игнорируется тот факт, что в данной школе, в данном классе обучаются дети, родители которых могут придерживаться различных мировоззренческих ориентаций.
Государственное образование не должно, по нашему мнению преследовать цель формирования определенного 161

[Back]