лице его законодательных и властных структур и неверующие граждане. И, наконец, в-третьих, субъектами диалога являются верующие в лице религиозных организаций и их сторонников и неверующие. Целью общественного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для создания в России общественного климата уважения, терпимости к различным мировоззренческим позициям, реализации права человека на свои собственные духовно-нравственные ориентации. С точки зрения рассматриваемой проблемы, главное значение должно придаваться диалогу, направленному на реализацию принципов свободы совести и светского характера Российского государства. С этих позиций цель диалога попытка со стороны религиозных объединений преодолеть претензии монопольное положение в государстве или регионе, отказаться от идеи исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, найти общую ценностную основу. Следует стремиться решать конкретные практические проблемы их сосуществования и взаимодействия, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государственные органы создают максимально благоприятный режим для образования и деятельности религиозных объединений, а именно: ■ осуществляют регистрацию уставов религиозных организаций (ст. 11 ФЗ); ■ обеспечивают проведение богослужений, религиозных процессий за пределами культовых зданий (ст.16 ФЗ); ■ создают условия для издательской деятельности религиозных организаций, содействуют учреждению религиозными организациями предприятий по выпуску предметов культового назначения (ст. 17 ФЗ); 126 |
Отсюда вытекает следующий важный принцип, которым является п р и н ц и п сотрудничества. Сегодня по значительному кругу вопросов деятельности религиозных объединений приняты соответствующие нормативные акты, положившие начало демократической фазе отношений. О необходимости сотрудничества говорят государственные деятели, лидеры политических партий. Полагаем, что практическое осуществление сотрудничества возможно лишь в ходе диалога между следующими субъектами. Во-первых, субъектами диалога являются представители различных вероисповеданий, религиозных организаций, конфессий. Между этими представителями осуществляется в различных формах социальное взаимодействие, в том числе и по вопросу об их месте и роли в Российском государстве. Во-вторых, субъектами диалога являются, с одной стороны, различные религиозные организации, а с другой, государство в лице его законодательных и властных структур. В-третьих, субъектами диалога являются государство в лице его законодательных и властных структур и неверующие граждане. И, наконец, в-четвертых, субъектами диалога являются верующие в лице религиозных организаций и их сторонников и неверующие. Целью общественного диалога по религиозному вопросу является объединение усилий всех людей для создания в России общественного климата уважения, терпимости к различным мировоззренческим позициям, реализации права человека на свои собственные духовно-нравственные ориентации. С точки зрения рассматриваемой проблемы главное значение должно придаваться диалогу, направленному на реализацию принципов свободы совести и светского характера Российского государства. С этих позиций цель диалога попытка со стороны религиозных объединений преодолеть претензии на монопольное положение в государстве или регионе, отказаться от идеи своей исключительности, превосходства данной конфессии над другими конфессиями, найти общую ценностную основу. Следует стремиться решать конкретные практические проблемы их сосуществования и взаимодействия, избегая силового давления и нацеливаясь на компромисс. Не менее важно и то, что государство принимает такие законодательные акты, благодаря которым верующие получают широкие возможности реализовать на практике свои мировоззренческие и нравственные установки. Это, с одной стороны, позволяет им действовать как свободным полноправным гражданам, реализовать свои права человека. А с другой стороны, вносить свой существенный вклад в духовное возрождение России. Следует отметить, что всякое сотрудничество предполагает определенные совместные, целенаправленные действия. Эта помощь и содействие осуществляется в различных формах. Так, в соответствии с Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях», государственные органы создают максимально благоприятный режим для образования и деятельности религиозных объединений, а именно: • осуществляют регистрацию уставов религиозных организаций (статья 11 Закона), передают в пользование или возвращают в собственность культовые здания, строения, имущество (статья 21 Закона, Распоряжение Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»1); • обеспечивают проведение богослужений, религиозных процессий за пределами культовых зданий (статья 16 Закона); • поддерживают благотворительную деятельность религиозных организаций, оказывают содействие в реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий (статья 18 Закона); • создают условия для издательской деятельности религиозных организаций, содействуют учреждению религиозными организациями предприятий по выпуску предметов культового назначения (статья 17 Закона); • создают условия для международных связей и контактов 166 1САПП РФ. 1993. Ла 17. Ст.1455 |