Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 128]

которых они созданы.
В такой ситуации особое значение приобретает подконтрольность деятельности благотворительных организаций регистрирующим органам, налоговым органам и общественности.
Рассматривая данный принцип, следует особо остановиться
иа принципе сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями.
Так, между РПЦ и всеми «силовыми» министерствами (ведомствами) России заключено Соглашение о сотрудничестве.
Это сотрудничество идет по многим направлениям, включая духовно-нравственное воспитание сотрудников, профилактику детской и подростковой преступности, обеспечение сохранности культурных и сакральных ценностей, профилактику межнациональных конфликтов1.

Считаем, что необходимо расширять такое же сотрудничество с представителями других религиозных конфессий.
По нашему мнению, принцип сотрудничества нуждается в адекватном законодательном закреплении.
Развивает принцип сотрудничества тесно связанный с ним принцип содействия государства деятельности религиозных объединений.
Его реализация является свидетельством новой политики государства в отношении религиозных объединений и религии в целом.
Проявлениями этой политики
являются четкие требования, указанные в нормативных актах, по процедуре регистрации религиозных организаций; ограничения религиозной деятельности сведены до минимума и определяются теперь не идеологическими соображениями, а гуманистическими принципами.
Законодательно наделив религиозные организации широким объемом прав, государство создает условия для реального их осуществления.
В первую очередь это касается материальной базы.
Органы государственной и исполнительной власти осуществляют передачу в бесплатное пользование либо возвращают в собственность религиозных организаций культовые строения и имущество, находящееся в государственной собственности, в соответствии с
Постановлением Правительства РФ «О порядке передачи 128 1 См.: Федоров, В.И.
Вступительное слово.
Доклад // Рождественские чтения.
Духовность.
Правопорядок.
Ответственность.М .,1999.
[стр. 167]

религиозных организаций (статья 20 Закона).
Как выше отмечалось, религиозные организации со своей стороны содействуют государству, его органам, главным образом, путем непосредственного участия в решении социальных вопросов общественной жизни.
Внерелигиозная деятельность церкви приобретает в последнее десятилетие все больший удельный вес.
Все чаще в уставах религиозных организаций встречается такое направление как благотворительная деятельность и милосердие.
Государственные органы активно принимают участие в совместных благотворительных акциях, оказывают экономическую поддержку такой деятельности.
Важным является то, что форма такого сотрудничества урегулирована Законом РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
В соответствии со статьей 18 данного Закона государство не только предоставляет налоговые льготы, но и может оказывать материально-техническое обеспечение и субсидирование благотворительных организаций.
Но правоприменительная практика показывает, что оказание материальной поддержки благотворительным организациям со стороны государства иногда способствует возникновению «фиктивных» объединений, то есть таких организаций, которые, злоупотребляя предоставленными им льготами, осуществляют деятельность, не соответствующую тем целям, ради которых они созданы.
В такой ситуации особое значение приобретает подконтрольность деятельности благотворительных организаций регистрирующим органам, налоговым органам и общественности.
Рассматривая данный принцип, следует особо остановиться
на принципе сотрудничества органов внутренних дел с религиозными объединениями.
В дореволюционной России, когда православие являлось официальной религией государства, церковь проводила значительную работу по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию сотрудников полиции, 167

[стр.,168]

повышению престижа полицейской службы.
И сегодня эти традиции получили возрождение.
Так, между Русской православной церковью и МВД России заключено Соглашение о сотрудничестве.
Это сотрудничество идет по многим направлениям, включая духовно-нравственное воспитание сотрудников, профилактику детской и подростковой преступности, обеспечение сохранности культурных и сакральных ценностей, профилактику межнациональных конфликтов.

Для координации этой работы создана Объединенная рабочая группа по взаимодействию Русской православной церкви и МВД России1.
Но необходимо расширять такое же сотрудничество с представителями других религиозных конфессий.
Отрадным является тот факт, что на Рождественские чтения, проходившие под девизом «Духовность.
Правопорядок.
Нравственность» в январе 1999 года были впервые приглашены представители Центрального Духовного управления мусульман России и стран СНГ и Верховный муфтий России.
И, как подчеркнул председатель Центрального Духовного управления мусульман России и стран СНГ, Верховный муфтий России Талгат Таджуддин, региональные духовные управления также стремятся к налаживанию тесных связей с подразделениями МВД, другими государственными органами.
Многие мусульманские священнослужители ходят в тюрьмы, в колонии, занимаются обучением основам веры, проводят беседы с личным составом органов внутренних дел.
Как нам представляется взаимодействие органов внутренних дел с религиозными объединениями должно идти по следующим направлениям: • Активизировать и расширять формы и методы работы по духовнонравственному воспитанию личного состава.
• Повсеместно в учебные заведения МВД России вводить спецкурсы, раскрывающие богатство религиозной культуры, ее нравственный потенциал.
Необходимо продолжать информационно-ознакомительную и образовательную 168

[стр.,170]

• Согласование планов охраны общественного порядка в дни церковных праздников и массовых религиозных мероприятий с представителями епархий и официальными лицами различных конфессий.
По нашему мнению, принцип сотрудничества нуждается в адекватном законодательном закреплении.
Развивает принцип сотрудничества тесно связанный с ним принцип содействия государства деятельности религиозных объединений.
Его реализация является свидетельством новой политики государства в отношении религиозных объединений и религии в целом.
Проявлениями этой политики
является четкие требования, указанные в нормативных актах, по процедуре регистрации религиозных организаций; ограничения религиозной деятельности сведены до минимума и определяются теперь не идеологическими соображениями, а гуманистическими принципами.
Законодательно наделив религиозные организации широким объемом прав, государство создает условия для реального их осуществления.
В первую очередь это касается материальной базы.
Органы государственной и исполнительной власти осуществляют передачу в бесплатное пользование либо возвращают в собственность религиозных организаций культовые строения и имущество, находящееся в государственной собственности в соответствии с
Распоряжением Президента Российской Федерации «О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества»1.
Передача имущества в собственность религиозным объединениям не обходится без проблем.
Так, особо ценные с точки зрения исторической и культурной значимости объекты, являясь исключительно федеральной собственностью, не подлежат передаче церкви.
Хотя, по мнению Московского Патриархата, именно такие музейные ценности и являются величайшими церковными святынями и поэтому должны быть возвращены1.
Следует иметь в виду, что такую же позицию занимает Совет Европы, который обязал Российскую Федерацию как ассоциированного 170 'См.: САПП РФ.
1993.
№17.
Ст.!455.

[Back]