Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 18]

все это одинаково тяжкие оскорбления Того, Кто создал совесть и оставил себе власть над нею.
Поместить личность или массы в альтернативу, отказаться от внешних выгод или отречься от совести это преступление, святотатство»1 .
Анализируя содержание понятия «свобода совести», следует учитывать субъективизм авторов.
В некоторых атеистических работах можно встретить утверждение, что истинная свобода это свобода от религии, а свобода совести в юридическом смысле лишь условие достижения этой подлинной свободы2.
Толкование свободы совести у сторонников традиционно-юридического подхода понимается как право человека принимать или не принимать религиозные верования, исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, не подвергаясь преследованиям и дискриминации со стороны государства и общества3.
Право принимать или не принимать религиозные верования предполагает свободный выбор личностью религиозно-нравственных императивов, наиболее ей близких.
Иметь религиозные или иные убеждения, значит, располагать, обладать определенным набором ценностей мировоззренческого, этического, нравственного характера.
Право исповедовать религию означает гарантированную возможность следовать какому-либо учению, распространение убеждений трактуется как способность сделать их доступными, известными широкому кругу лиц, используя проповеди, речи и материально опосредованные объекты (например, литературу, теле-, видеоматериалы, рекламу).
Признание права свободно действовать в соответствии с избранными религиозными императивами означает свободу быть членом существующих религиозных объединений, основывать новые, 18 1Тихонравов, Ю.
В.
Указанное сочинение.
С.
93.
1Фурман, Д.Е.
Сталин и мы с религиоведческой точки зрения //Осмыслить культ Сталина.
М., 1989.-С .
412.
3Козлова, Е.И., Кутафин, О.Е.
Конституционное право России.
М., 1995.
С.
202.
[стр. 36]

В основном законе Российской Федерации Конституции (в статье 28), указывается, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»'.
В данном контексте иные убеждения это все-таки атеистические убеждения, то есть так или иначе связанные с отношением к религии.
Той же точки зрения придерживаются законодатели постсоветских государств.
Например, в статье 34 Конституции Украины закреплено право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, а в статье 35 право на свободу мировоззрения и вероисповедания.
В Конституции Узбекистана в статье 31 закреплено право граждан на свободу совести в контексте отношения их к религии, а статье 29 право на свободу мысли, слова и убеждений.
В Конституции Республики Беларусь в статье 31 речь идет конкретно об убеждениях, связанных с отношением к религии; в Конституции Грузии в статье 9 зафиксировано, что «Государство ...
провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания...», тем самым признает религиозный характер убеждений2.
Таким образом, убеждения в данном случае носят религиозный либо атеистический характер.
На наш взгляд, не следует свободу совести ограничивать правом проявлять свои религиозные или атеистические убеждения в обществе.
Эту категорию нужно рассматривать в широком контексте свободы убеждений человека, включая и убеждения, связанные с отношением к религии.
Поэтому полагаем целесообразным в современных условиях в качестве 1Конституция Российской Федерации.
Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина,Ю.М.Батурина.
М., 1994.
С.122-290.
2См.: Правовые акты постсоциалистических стран / Под ред.С.А.Бублика.
Киев: Юринком Интер.1998.


[стр.,69]

содержание права на свободу совести существенно расширены1.
Так, если в статье 52 Конституции 1977 г.
гражданам гарантировалось только право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду», то в статье 28 действующего Основного закона гарантировано право «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
С целью исследования состояния законодательного обеспечения свободы совести, и учитывая, что административно-правовое регулирование служит необходимым своеобразным продолжением конституционных норм, закрепляющих право на свободу совести, представляется необходимым проанализировать механизм правового регулирования свободы совести, посредством которого и осуществляется упорядочение вышеназванных отношений.
Первичным элементом механизма правового регулирования свободы совести являются нормы права, закрепленные в актах законодательства.
В юридической литературе достаточно аргументировано обосновывается, что законодательство, образующие его акты, являются целостной системой2.
Такое терминологическое обозначение подходит и к законодательству о свободе совести и религиозных объединениях, которое хотя и охватывает целый ряд нормативных актов различной юридической силы, в то же время характеризуется единством их содержания.
Важной чертой законодательства о свободе совести и религиозных объединениях является его системность, проявляющаяся в соподчиненности нормативных актов (верховенстве закона, преимущественной силе актов вышестоящих органов по сравнению с актами нижестоящих органов), в их согласованности, в 'См.: Конституция СССР.
1997.
М.: Политиздат, 1978.
Конституция РФ.
1993.
М., 1993.
' См.
: Н.П.
Гирман.
Советское законодательство о свободе совести.
Киев, 1988.
С.19.
69

[Back]