Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 19]

осуществлять культовые обряды, издавать религиозную литературу и т.д.
В приведенном определении не акцентировано внимание на пропаганде как углубленном разъяснении каких-либо идей, знаний, учений.
Возможность осуществлять пропаганду, на наш взгляд, это один из важных элементов свободы совести.
Анализ литературных источников показывает, что за прошедшие сотни лет принцип свободы совести имел различные формы выражения.
В первобытно-общинном обществе фактически уже существовала свобода совести, поскольку общество без классов и государства регламентировало отношение членов общества к религии лишь моральными нормами, которые добровольно
соблюдались всеми членами1 .
Развитие процесса институализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.
Наиболее очевидна связь религии и государства проявляется
в рабовладельческом обществе, где религия преобразуется в форму общественного сознания и несет классовую правовую нагрузку.
Принцип свободы совести приобретает определенные ограничения и поэтому начинает заявлять о себе традициями вольнодумства.
В этой связи следует отметить, что понятие совести как ответственности человека за свои дела перед людьми и самим собой
появились в Древней Греции довольно рано.
Еще Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуждения2.
Для Аристотеля это «правильный суд доброго
человека»1.
Понимание совести в античном мире было связано в значительной мере с демократической формой правления в полисах: участие граждан в жизни полиса вело к осознанию личной ответственности за его судьбу.
Личность обладала относительной свободой выбора в решении вопроса, что является для судеб полиса благодетельным, а
1Атлас древних цивилизаций мира.
М.: Олма-Пресс, 2003.
С.7.
*Лурье, С.Я.
Демокрит.
Тексты, перевод, исследования.
Л., 1957.-С.

106.
1Аристотель.
Соч.
T.4.
М., 1984.
С.
1S5.
[стр. 13]

исследовать проблемы развития представлений о свободе совести в историческом плане, сколько вопросы формирования правовой категории «свободы совести».
В этом смысле следует согласиться с точкой зрения И.И.Бражника, согласно которой мировоззренческая, идеологическая характеристика свободы совести не должна заслонять главного законодательного гарантирования этого права, его непреложности, безусловного и реального обеспечения государством1.
Исторически получилось так, что первой битвой за права человека была битва за свободу совести, а принцип толерантности, уважения к чужим взглядам и убеждениям был сформулирован первоначально как требование веротерпимости.
Анализ литературных источников показывает, что за прошедшие сотни лет принцип свободы совести имел различные формы выражения.
В первобытнообщинном обществе фактически уже существовала свобода совести, поскольку общество без классов и государства регламентировало отношение членов общества к религии лишь моральными нормами, которые добровольно
соблюдалось всеми членами2.
Развитие процесса институализации религии приводит к формированию такой системы отношений, при которой руководители общин, старейшины племен одновременно играли ведущую роль в религиозной жизни общины.
Наиболее очевидна связь религии и государства проявляется,
как отмечает немецкий историк И.
Г.
Баховен, в рабовладельческом обществе, где религия преобразуется в форму общественного сознания и несет классовую правовую нагрузку.
Принцип свободы совести приобретает определенные ограничения и поэтому начинает заявлять о себе традициями вольнодумства.
В этой связи, следует отметить, что понятие совести как ответственности человека за свои дела перед людьми и самим собой
1См.: И.И.
Бражник.
Право, религия, атеизм.
Киев, 1983.С.177.
" См.: Атлас древних цивилизаций мира.
М.: Олма-Пресс, 1999.
С.7.


[стр.,14]

появились в Древней Греции довольно рано.
Уже Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуждения1.
Для Аристотеля это «правильный суд доброго
человека»2.
Понимание совести в античном мире было связано в значительной мере с демократической формой правления в полисах: участие граждан в жизни полиса вело к осознанию личной ответственности за его судьбу.
Личность обладала относительной свободой выбора в решении вопроса, что является для судеб полиса благодетельным, а
что губительным.
Все это способствовало возрастанию свободы мнений, высказыванию взглядов не согласующихся с общепринятыми авторитетами.
Таким образом, наличие в древних обществах, доминирующих в общегосударственном масштабе установок на обязательное соблюдение религиозных традиций, обрядов, с одной стороны, и скептического отношения к ним и даже прямое отрицание их значения с другой, свидетельствует о том, что уже на ранних этапах общественного развития сформировались различные подходы к решению проблемы отношения к религии, которые впоследствии были зафиксированы в понятии «свобода совести».
В эпоху средневековья господствовало религиозное мировоззрение, исповедание определенной религии являлось гражданской обязанностью.
В тот период принцип свободы совести не выступал, как право свободно определять свое отношение к религии, религиозная нетерпимость достигала своего апогея.
Все выступления против насилия над убеждениями людей жестоко подавлялись церковью, а инакомыслящие подвергались преследованию.
Особое внимание церковь уделяла борьбе с идеями свободы совести.
При этом распространялась точка зрения о том, что «еретики и идолопоклонники коснеют в своих заблуждениях отнюдь не по простоте и 1См.: С.Я.
Лурье.
Демокрит.
Тексты, перевод, исследования.
Л., 1957.

С.106 2Аристотель.
Соч.
T.4.
М., 1984.
С.
185.

[Back]