Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 20]

что губительным.
Все это способствовало возрастанию свободы мнений, высказыванию взглядов, не согласующихся с общепринятыми авторитетами.
Таким образом, наличие в древних обществах, доминирующих в общегосударственном масштабе установок на обязательное соблюдение религиозных традиций, обрядов, с одной стороны, и скептического отношения к ним и даже прямое отрицание их значения с другой, свидетельствует о том, что уже на ранних этапах общественного развития сформировались различные подходы к решению проблемы отношения к религии, которые впоследствии были зафиксированы в понятии «свобода совести».
В эпоху Средневековья господствовало религиозное мировоззрение, исповедание определенной религии являлось гражданской обязанностью.
В тот период принцип свободы совести не выступал как право свободно определять свое отношение к религии, религиозная нетерпимость достигала своего апогея.
Все выступления против насилия над убеждениями людей жестоко подавлялись церковью, а инакомыслящие подвергались преследованию.
Особое внимание церковь уделяла борьбе с идеями свободы совести.
При этом распространялась точка зрения о том, что «еретики и идолопоклонники коснеют в своих заблуждениях отнюдь не по простоте и
чистосердию, но и по злобе, и что их безбожие и богохульство также мало можно извинить так называемой свободой совести, как и убийство, совершенное людьми, которые напились пьяными»1.
Показательно, что идеи свободы совести, сводимые к требованию свободы вероисповедания, отождествлялись клерикалами с богохульством и безбожием.
Особенно в этом плане выделялась инквизиция католической церкви, которая была учреждена в Европе папством в XIII веке для подавления антикатолического и антирелигиозного движений.
По отдельным источникам общее количество жертв инквизиции составило 9-12 млн.
человек .
Ярким представителем независимых мировоззренческих представлений являлся Эйке
20 1Гельвеций.
Собр.
соч.: Т.
2.
М., 1974.
С.249.

гГригулевич, И.Р.
Инквизиция.
М., 1985.
С.65-100.
[стр. 14]

появились в Древней Греции довольно рано.
Уже Демокрит писал о необходимости соблюдения справедливости для того, чтобы человек не находился в состоянии постоянного самоосуждения1.
Для Аристотеля это «правильный суд доброго человека»2.
Понимание совести в античном мире было связано в значительной мере с демократической формой правления в полисах: участие граждан в жизни полиса вело к осознанию личной ответственности за его судьбу.
Личность обладала относительной свободой выбора в решении вопроса, что является для судеб полиса благодетельным, а что губительным.
Все это способствовало возрастанию свободы мнений, высказыванию взглядов не согласующихся с общепринятыми авторитетами.
Таким образом, наличие в древних обществах, доминирующих в общегосударственном масштабе установок на обязательное соблюдение религиозных традиций, обрядов, с одной стороны, и скептического отношения к ним и даже прямое отрицание их значения с другой, свидетельствует о том, что уже на ранних этапах общественного развития сформировались различные подходы к решению проблемы отношения к религии, которые впоследствии были зафиксированы в понятии «свобода совести».
В эпоху средневековья господствовало религиозное мировоззрение, исповедание определенной религии являлось гражданской обязанностью.
В тот период принцип свободы совести не выступал, как право свободно определять свое отношение к религии, религиозная нетерпимость достигала своего апогея.
Все выступления против насилия над убеждениями людей жестоко подавлялись церковью, а инакомыслящие подвергались преследованию.
Особое внимание церковь уделяла борьбе с идеями свободы совести.
При этом распространялась точка зрения о том, что «еретики и идолопоклонники коснеют в своих заблуждениях отнюдь не по простоте и
1См.: С.Я.
Лурье.
Демокрит.
Тексты, перевод, исследования.
Л., 1957.
С.106 2Аристотель.
Соч.
T.4.
М., 1984.
С.
185.


[стр.,15]

чисгосердию, но и по злобе, и что их безбожие и богохульство также мало можно извинить так называемой свободой совести, как и убийство, совершенное людьми, которые напились пьяными»1.
Как видно, идеи свободы совести, сводимые к требованию свободы вероисповедания, отождествлялись клерикалами с богохульством и безбожием.
Особенно в этом плане выделялась инквизиция католической церкви, которая была учреждена в Европе папством в XIII веке для подавления антикатолического и антирелигиозного движений.
По отдельным источникам общее количество жертв инквизиции составило 9-12 млн.
человек2.
Ярким представителем независимых мировоззренческих представлений являлся Эйке
фон Репков, который осуждает любое проявление несвободы по отношению к человеку, провозглашает принцип светской власти и отмечает, что «отлучение от церкви не должно быть поводом лишения жизни или ущемления существующих норм права»3.
Идеология эпохи Возрождения в качестве одного из важных сущностных моментов содержала принцип веротерпимости.
Этот период ознаменовался появлением новых прогрессивных идей, первыми победами светского мировоззрения над средневековой схоластикой.
Такие известные представители этого времени, как Джованни Бокаччо, Франсуа Рабле, Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие более или менее известные гуманисты внесли существенный вклад в процесс замены средневековой системы ценностей другими новыми; они отстаивали также идею независимости мировоззренческих позиций личности от религиозных регламентаций4.
Практическое воплощение в жизнь этих принципов началось в эпоху Реформации.
1Гельвеций.
Собр.
соч.: Т.
2.
М.., 1974.
С.249.

2См.: И.Р.
Григулевич.
Инквизиция.
М., 1985.
С.65-100.
1Саксонское зеркало.
Памятник, комментарии, исследования.
М., 1936.
С.430.
4См,: М.М.
Бахтин.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.
М., 1990.
С.35.

[Back]