Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 21]

фон Репков, который осуждает любое проявление несвободы по отношению к человеку, провозглашает принцип светской власти и отмечает, что «отлучение от церкви не должно быть поводом лишения жизни или ущемления существующих норм права»1 .
Идеология эпохи Возрождения в качестве одного из важных сущностных моментов содержала принцип веротерпимости.
Этот период ознаменовался появлением новых прогрессивных идей, первыми победами светского мировоззрения над средневековой схоластикой.
Такие известные представители этого времени, как Джованни Бокаччо, Франсуа Рабле, Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие более или менее известные гуманисты внесли существенный вклад в процесс замены средневековой системы ценностей другими новыми; они отстаивали также идею независимости мировоззренческих позиций личности от религиозных
регламентаций2.
Практическое воплощение в жизнь этих принципов началось в эпоху Реформации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если представители Возрождения способствовали созданию теоретической основы антиклерикализма, секуляризации церкви, обоснованию требований свободы вероисповедания, то Реформация была практическим выражением всех этих идей и устремлений.
С точки зрения ретроспективного анализа, Реформация это логическое продолжение еретических движений раннего и среднего Средневековья, которая, как правило, увязывается с началом появления в 1517 г.
95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера.
В них уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных
союзов3.
21 1Саксонское зеркало.
Памятник, комментарии, исследования.
М., 1936.
С.430.

2 Бахтин, М.М.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса.
М .,1990.
С.35.

J История средних веков.
Хрестоматия.
М., 1969.

T .I.С.231.
[стр. 15]

чисгосердию, но и по злобе, и что их безбожие и богохульство также мало можно извинить так называемой свободой совести, как и убийство, совершенное людьми, которые напились пьяными»1.
Как видно, идеи свободы совести, сводимые к требованию свободы вероисповедания, отождествлялись клерикалами с богохульством и безбожием.
Особенно в этом плане выделялась инквизиция католической церкви, которая была учреждена в Европе папством в XIII веке для подавления антикатолического и антирелигиозного движений.
По отдельным источникам общее количество жертв инквизиции составило 9-12 млн.
человек2.
Ярким представителем независимых мировоззренческих представлений являлся Эйке фон Репков, который осуждает любое проявление несвободы по отношению к человеку, провозглашает принцип светской власти и отмечает, что «отлучение от церкви не должно быть поводом лишения жизни или ущемления существующих норм права»3.
Идеология эпохи Возрождения в качестве одного из важных сущностных моментов содержала принцип веротерпимости.
Этот период ознаменовался появлением новых прогрессивных идей, первыми победами светского мировоззрения над средневековой схоластикой.
Такие известные представители этого времени, как Джованни Бокаччо, Франсуа Рабле, Николай Кузанский, Джордано Бруно и другие более или менее известные гуманисты внесли существенный вклад в процесс замены средневековой системы ценностей другими новыми; они отстаивали также идею независимости мировоззренческих позиций личности от религиозных
регламентаций4.
Практическое воплощение в жизнь этих принципов началось в эпоху Реформации.

1Гельвеций.
Собр.
соч.: Т.
2.
М.., 1974.
С.249.
2См.: И.Р.
Григулевич.
Инквизиция.
М., 1985.
С.65-100.
1Саксонское зеркало.
Памятник, комментарии, исследования.
М., 1936.
С.430.

4См,: М.М.
Бахтин.
Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса.
М., 1990.
С.35.


[стр.,16]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если представители Возрождения способствовали созданию теоретической основы антиклерикализма, секуляризации церкви, обоснованию требований свободы вероисповедания, то Реформация была практическим выражением всех этих идей и устремлений.
С точки зрения ретроспективного анализа, Реформация это логическое продолжение еретических движений раннего и среднего средневековья которая, как правило, увязывается с началом появления в 1517 г.
95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера, В них уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных
союзов1.
Вместе с тем следует отметить, что даже наиболее революционная фигура Реформации Мартин Лютер, провозглашая новые антифеодальные по своему смыслу нравственные и политические идеи, сводил лозунг свободы вероисповедания к праву католиков отречься от своей религии и принять новую протестантскую.
Если убрать религиозную терминологию, то требование вольной проповеди окажется созвучным идее свободы слова, а требование свободы религиозных союзов весьма созвучно буржуазнодемократическому требованию свободы собрания.
Причина доминирующего значения лозунга свободы вероисповедания в период Реформации объясняется тем, что сугубо буржуазное требование свободы практической деятельности, основанной на частной собственности, в условиях господства религиозного мировоззрения получало идеологическое оформление в требовании свободы религиозной совести.
Эпоха Возрождения и Реформации, разрушая феодальные ценности, заложила основы гражданского видения мира, способствовала появлению ' См: История средних веков.
Хрестоматия.
М., 1969.

Т.1.
С.231.

[Back]