Мартин Лютер, провозглашая новые антифеодальные по своему смыслу нравственные и политические идеи, сводил лозунг свободы вероисповедания к праву католиков отречься от своей религии и принять новую протестантскую. Эпоха Возрождения и Реформации, разрушая феодальные ценности, заложила основы гражданского видения мира, способствовала появлению нерелигиозного мировоззрения, освобождению личности от религиозных традиций. Не вызывает сомнения и тот факт, «что идеи гуманистов Возрождения о праве личности на свободу убеждений получили дальнейшее развитие уже в новое время»1 . Принцип свободы совести, как право свободно определять свое отношение к религии, провозгласили в XVI XVIII столетии идеологи буржуазии, которые боролись с феодальным абсолютизмом и официальной церковной властью. Одними из первых защитников свободы совести выступали известные философы и ученые М. Монтень, П. Бейль, Б. Спиноза2. Однако свое теоретическое обоснование и развитие принцип свободы совести получил в работах философов Нового времени. Заметный вклад в развитие представлений о свободе совести сделал Т. Гоббс. По его мнению, основной функцией религии должно быть укрепление буржуазного государства, а церковь должна беспрекословно подчиняться светской власти3. В свою очередь, А. Коллинз в сочинении «Рассуждение о свободомыслии» писал: «Каждый... должен свободно думать о вопросах, связанных с религией»4. Аналогичную точку зрения отстаивали и развивали в своих произведениях и другие представители английского материализма, в том числе Толанд, Гартли, Пристли5. Однако их последовательность в решении проблем свободы совести, их свободомыслие и материалистические взгляды не 1Савельев, В.Н. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа, 1991.С.34. : Савельев, В.Н. Указанное сочинение. С.34 5Гоббс, Т. Избранные произведения. М., 1974.Т. I. С. 401. 4 Гуманисты заальпийских европейских стран. История философии в кратком изложении. /Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991. С.318; Маркс, К ., Энгельс, Ф. Соч. 2-изд. Т.Н. С. 142. i Материалистическая философская мысль в Англии. История философии в кратком изложении. / Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991. -С.422-424. 22 |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что если представители Возрождения способствовали созданию теоретической основы антиклерикализма, секуляризации церкви, обоснованию требований свободы вероисповедания, то Реформация была практическим выражением всех этих идей и устремлений. С точки зрения ретроспективного анализа, Реформация это логическое продолжение еретических движений раннего и среднего средневековья которая, как правило, увязывается с началом появления в 1517 г. 95 виттенбергских тезисов Мартина Лютера, В них уже содержится по существу принцип свободы совести как свободы вероисповедания, беспрепятственного распространения Священного писания, вольной проповеди, свободы религиозных союзов1. Вместе с тем следует отметить, что даже наиболее революционная фигура Реформации Мартин Лютер, провозглашая новые антифеодальные по своему смыслу нравственные и политические идеи, сводил лозунг свободы вероисповедания к праву католиков отречься от своей религии и принять новую протестантскую. Если убрать религиозную терминологию, то требование вольной проповеди окажется созвучным идее свободы слова, а требование свободы религиозных союзов весьма созвучно буржуазнодемократическому требованию свободы собрания. Причина доминирующего значения лозунга свободы вероисповедания в период Реформации объясняется тем, что сугубо буржуазное требование свободы практической деятельности, основанной на частной собственности, в условиях господства религиозного мировоззрения получало идеологическое оформление в требовании свободы религиозной совести. Эпоха Возрождения и Реформации, разрушая феодальные ценности, заложила основы гражданского видения мира, способствовала появлению ' См: История средних веков. Хрестоматия. М., 1969. Т.1. С.231. нерелигиозного мировоззрения, освобождению личности от религиозных традиций. Не вызывает сомнения и тот факт, «что идеи 1уманистов Возрождения о праве личности на свободу убеждений получили дальнейшее развитие уже в новое время»1. В решении проблем свободы совести в эпоху Возрождения и Реформации определились, по нашему мнению, два существенно отличающихся друг от друга подхода. Первый характеризуется прогрессивной социально-политической направленностью, ориентацией на принципы гуманизма и является отражением интересов народных масс, наиболее последовательные представители которых стремились полностью освободиться от влияния церкви и религии. Второй, ограниченный, половинчатый в решении антиклерикальных проблем и проблем секуляризации выражал интересы буржуазии, ее стремление подчинить себе церковь, а не полностью отказаться от нее. Однако общим для этих подходов было отрицание принципа религиозной исключительности и противопоставление ему принципа свободы религиозной совести, рассмотрение этих проблем не с религиозных позиций, а через призму экономических интересов, целевых политических задач. Уже это отношение свидетельствовало о пошатнувшемся церковном христианском мировоззрении. Намного позже, чем в Западной Европе (в середине XVI века), идеи Реформации получают распространение и среди Восточных славян: в России, на Украине и в Белоруссии. Относительно позднее проникновение идей Возрождения и Реформации в Россию объясняется ее общественноэкономическим и культурным положением. Можно предположить, что идеи Возрождения и Реформации в духовной культуре восточных славян в определенной мере способствовали 1В.Н. Савельев. Свобода совести: история и теория. М.: Высшая школа, 1991. С.34. подрыву средневекового церковно-теологического мировоззрения, развитию веротерпимости в России. Принцип свободы совести, как право свободно определять свое отношение к религии, провозгласили в XVI XVIII столетии идеологи буржуазии, которые боролись с феодальным абсолютизмом и официальной церковной властью. Одними из первых защитников свободы совести выступали известные философы и ученые М. Монтень, П. Бейль, Б. Спиноза1. Однако свое теоретическое обоснование и развитие принцип свободы совести получил в работах философов Нового времени. Заметный вклад в развитие представлений о свободе совести сделал Т. Гоббс. По его мнению, основной функцией религии должно быть укрепление буржуазного государства, а церковь должна беспрекословно подчиняться светской власти2. В свою очередь А. Коллинз в сочинении «Рассуждение о свободомыслии» писал: «Каждый... должен свободно думать о вопросах, связанных с религией»3. Аналогичную точку зрения отстаивали и развивали в своих произведениях и другие представители английского материализма, в том числе Толанд, Гартли, Пристли4. Однако их последовательность в решении проблем свободы совести, их свободомыслие и материалистические взгляды не получили существенной поддержки со стороны буржуазии, которая считала выразителем своих идеалов Дж. Локка. Его философия уделяла основное внимание не вопросу последовательного решения проблем свободы вероисповедания, а укреплению политической власти буржуазии, обоснованию необходимости преобладания 1 См: Б. СпинозаИзбранные произведения. Т. 2 М., 1957. С.106; М. Монтень. Опыты. М., 1991.; П. Бейль. Исторический и критический словарь. М., 1968., T.2. : См.: Т. Гоббс. Избранные произведения. Т.1. С. 401. Гуманисты заальпийских европейских стран. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991. С.318; К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-изд. Т .Н . C.I42. 3 Английские материалисты XVIII в. М., 1956. С.108. 4См: Материалистическая философская мысль в Англии. История философии в кратком изложении I Пер. с чеш. М.: Мысль, 1991. С.422-424. |