другие люди не имеют никакого права ограничивать в этом случае его свободу»1 . Благодаря такой последовательной позиции, понятие свободы совести рассматривалось уже не в рамках религиозных интересов, а в рамках гражданских прав и свобод личности. Эти идеи получили законодательное закрепление в «Декларации прав человека и гражданина» (1789), положенной в основу французского государства эпохи буржуазных революций, а также в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1791). История европейских буржуазных революций показывает, что чем позже они свершились, тем более радикально решались проблемы секуляризации общественных отношений, утверждения принципов свободы вероисповеданий. В значительной мере такая ситуация, на наш взгляд, объяснялась участием раннепролетарских слоев в революционных процессах. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще. Накануне Парижской коммуны в защиту свободы совести выступили французские социалисты и революционные демократы, в обнародованном в 1869 г. «Манифесте свободомыслящих», в котором содержались такие слова: «Свободомыслящие признают и провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое достоинство. ..»2. В 1871 году Парижская коммуна приняла Декрет об отделении церкви от государства, где утверждалось: «первым принципом Французской республики является свобода, а свобода совести есть важнейшая из всех свобод»; в соответствии с этим предлагалось отделить церковь от государства, отменить бюджет культов, передать церковную собственность в распоряжение нации3. Следовательно, период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением буржуазной идеологии, в основе которой обосновывалось право защиты ее интересов. В этот же период 1Ж. О. де Ламетри. Соч. М. 1976. С.ЗЗЗ. 1Парижские коммунары о религии и церкви. / Сост. С.М. Маневич. М., 1971. • С. 14. 1Там же. С.42. 24 |
Благодаря такой последовательной позиции, понятие свободы совести рассматривалось уже не в рамках религиозных интересов, а в рамках гражданских прав и свобод личности. Эти идеи получили законодательное закрепление в «Декларации прав человека и гражданина» (1789), положенной в основу французского государства эпохи буржуазных революций, а так же в Конституции США (1787) и американском Билле о правах (1791). История европейских буржуазных революций показывает, что чем позже они свершились, тем более радикально решались проблемы секуляризации общественных отношений, утверждения принципов свободы вероисповеданий. В значительной мере такая ситуация, на наш взгляд, объяснялась участием раннепролетарских слоев в революционных процессах. Их антиклерикализм был близок к отрицанию религии вообще. Накануне Парижской коммуны в защиту свободы совести выступили французские социалисты и революционные демократы, в обнародованном в 1869 г. «Манифесте свободомыслящих», в котором содержались такие слова: «Свободомыслящие признают и провозглашают свободу совести, свободу критики, человеческое достоинство...»1. Парижская коммуна в 1871 году приняла Декрет об отделении церкви от государства, где утверждалось: «первым принципом Французской республики является свобода, а свобода совести есть важнейшая из всех свобод»; в соответствии с этим предлагалось отделить церковь от государства, отменить бюджет культов, передать церковную собственность в распоряжение нации2. Таким образом, период с конца XVI до середины XVIII вв. характеризуется интенсивным утверждением буржуазной идеологии, в основе которой обосновывалось право защиты ее интересов. Вэтот же 1См.: Парижские коммунары о религии и церкви. / Сост. С. М. Маневич. М., 1971. С. 14. 3См.: Там же. С.42. |