Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 27]

а) свобода совести является конкретным проявлением свободы человека в обществе; б) ядром этого понятия выступает совесть, как выражение морального самоощущения личности; в) совесть характеризуется и интеллектуальными, и эмоциональнопсихологическими моментами; г) совесть воспитывается и формируется обществом, прежде всего через влияние непосредственного социального окружения, в котором находится индивид.
Реальное обеспечение свободы совести зависит от адекватного научного определения этого понятия, нам представляется необходимым обратиться к самому понятию свободы совести, разобраться в аспектах понятийного аппарата в рассматриваемой сфере.
По мнению отечественных ученых, одним из наиболее разработанных и в то же время достаточно противоречивых является правовой аспект свободы совести.
В свое время предлагалось рассматривать свободу совести как личное право гражданина, подчеркивалось, что свобода совести имеет индивидуальный характер, чем и отличается от остальных прав и свобод1 .
Такого рода утверждения, на наш взгляд, требуют пояснений, иначе они могут создать ложное представление о том, что свободу совести следует рассматривать автономно от других демократических прав и свобод.
Широкое распространение имела традиция рассматривать правовой аспект свободы совести упрощенно, подменяя теоретический анализ ссылками на соответствующие положения Конституции.
Так, в 60-е годы были распространены такие приемы подмены теоретического анализа многократно повторяемыми декларациями, что содержание свободы совести составляет возможность для всех граждан исповедовать любую религию или атеистам не исповедовать никакой религии и вести научно-атеистическую пропаганду2.

27 1Арнаутов, И.С.
Как понимать свободу совести.
Махачкала, 1963.
-С.З.

2Рудинский, Ф.М.
Свобода совести в СССР.
М., 1961.-С.7.
[стр. 23]

Произведя данный ретроспективный анализ исторического наследия в отношении содержания категории «свобода совести» следует подчеркнуть, что: а) свобода совести является конкретным проявлением свободы человека в обществе.
Как этический принцип это категория, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; б) ядром этой категории выступает совесть, как выражение морального самоощущения личности; в) совесть характеризуется и интеллектуальными, и эмоциональнопсихологическими моментами.
Индивидуализированный характер совести состоит в том, что она включает индивидуальные, субъективные, обращенные к мотивационной структуре человека требования к его поведению со стороны общества, класса, определенной социальной сообщности; г) совесть воспитывается и формируется обществом прежде всего через влияние непосредственного социального окружения, в котором находится индивид.
Таким образом, происходит первичная социализация человека, то есть индивид усваивает социальные нормы, правила поведения, необходимую информацию для реализации всех жизненных потребностей.
Вместе с тем, каждый человек, обладающий признаками правои дееспособности, является субъектом права, своими действиями может приобретать статус физического или юридического лица.
Поэтому индивид всегда пребывает в определенных правоотношениях с иными членами общества (физическими и юридическими лицами).
Между государством и гражданином складываются отношения, юридической стороной которых

[стр.,26]

граждан иных конфессий, официальная церковь выполняет монопольную функцию социального контроля.
Учитывая, что реальное обеспечение свободы совести зависит от адекватного научного определения этого понятия, нам представляется необходимым обратиться к самому понятию свободы совести, разобраться в аспектах понятийного аппарата в рассматриваемой сфере.
По мнению отечественных ученых, одним из наиболее разработанных и в то же время достаточно противоречивых является правовой аспект свободы совести.
В свое время предлагалось рассматривать свободу совести как личное право гражданина, подчеркивалось, что свобода совести имеет индивидуальный характер, чем и отличается от остальных прав и свобод*.
Такого рода утверждения, на наш взгляд, требуют пояснений, иначе они могут создать ложное представление о том, что свободу совести следует рассматривать автономно от других демократических прав и свобод.
Широкое распространение имела традиция рассматривать правовой аспект свободы совести упрощенно, подменяя теоретический анализ ссылками на соответствующие положения Конституции.
Так в 60-е годы были распространены такие приемы подмены теоретического анализа многократно повторяемыми декларациями, что содержание свободы совести составляет возможность для всех граждан исповедовать любую религию или атеистам не исповедовать никакой религии и вести научно-атеистическую пропаганду2.

В конце 70-х начале 80-х гг.
получает распространение точка зрения о приоритетности правового аспекта свободы совести над другими аспектами, то есть усиливалась идеологизация правовых норм.
Так, по мнению Ю.
А.
Агешина, в это время действующее право все более идеологизировалось и все теснее срасталось с политикой и идеологической 1 См.: А.И.
Лепешкин.
Курс советского государственного права.
М 1961.
Т.1.
С .190; Ф.М.
Рудинский.
Свобода совести в СССР.
М., 1961.
С.7.
2См.: И.С.
Арнаутов.
Как понимать свободу совести.
Махачкала,.1963.
С.З.

[Back]