Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 31]

религию и отправлять религиозные культы.
В дальнейшем в ходе исторического развития эта категория обогатилась, на наш взгляд, следующими самостоятельными элементами, такими, как: право менять религию; равенство всех религий перед законом; равенство всех верующих
перед законом.
Как видим, право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы является основным элементом также и для категории «свобода вероисповедания».
Перед тем как сформулировать наше определение понятия «свобода совести» обратимся к правовой литературе по данному вопросу.
Анализ литературных источников показывает, что среди ученых нет единого подхода к содержанию свободы совести.
Ряд авторов необоснованно, на наш взгляд, сужают содержание свободы совести до двух-трех элементов1 .

Л.Д.
Воеводин выделяет только два элемента в содержании свободы совести, суть которых заключается в праве «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду»2.
Данное определение является, на наш взгляд, сомнительным соединением противоположных по содержанию элементов свободы совести, так как нет ничего общего между религиозными обрядами и атеистической пропагандой.
Ф.М.
Рудинский, определяя понятие «свобода совести», выделяет три
основные составляющие: а) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; б) право отправлять религиозные культы; в) право вести атеистическую пропаганду3.
Но при этом объединяются в одном элементе два не менее противоречащих друг другу правомочия: «право исповедовать любую религию» и «право не исповедовать никакой религии».
Объединение этих двух самостоятельных элементов свободы совести
1Галочкин, Н .И., Шабинскнй, М.М.
Свобода совести и ее правовые основы.
■Алма-Ата.
1980.-C .il.
1 Воеводин, Л.Д.
Юридический статус личности в России.
М., 1997.
С.
152-161; Теория государства и права: Курс лекций.
/ Под р ея Н.И.
Матузова, Малько, А.В.
М., 1997.
С.
246-253.
5 Гольст, Г.Р., Рудинский, Ф.М.
Свобода совести как правовой институт //Советское государство и право,
1989, № 9.
С .
32.
[стр. 29]

морально-этических воззрений человека (то есть, что считать добром и злом, добродетелью или подлостью, хорошим или плохим поступком), отсюда, кстати, распространенные представления о порядочности человека.
Есть некий эталон, с которым можно соизмерять каждую личность.
Другой аспект свободы совести это, как раз есть внутренняя (духовная) возможность личности выбрать себе подобный идеал и поклоняться ему.
Свобода вероисповедания представляет собой возможность верить в существование такого идеала, не в виде кого-то из окружающих, а в виде необычного (божественного) существа, не только самого справедливого, гуманного, но и думающего о нравственной чистоте каждого из нас, помогающего нам выбрать истинный путь.
Поскольку подобному существу принадлежат все самые лучшие качества, то это сближает, а то и идентифицирует свободу вероисповедания со свободой совести1.
Вместе с тем необходимо указать на то, что Федеральный закон 1997 г.
«О свободе совести и религиозных объединениях» не проводит каких-либо различий между свободой совести и свободой вероисповедания.
В тексте закона они используются совместно, в виде обобщенного понятия.
При чем надо отметить, что в Законе предусмотрено одно право личности, охватывающее обе данные свободы, что очевидно из названия статьи 3, которая называется «Право на свободу совести и свободу вероисповедания».
Остановимся на том, как мы понимаем содержание свободы вероисповедания.
Если взглянуть на это понятие в ретроспективном плане, то очевидно, что свобода вероисповедания возникла из категории «веротерпимость», которое представляется как право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы.
В дальнейшем в ходе исторического развития эта категория обогатилась, на наш взгляд, следующими самостоятельными элементами, такими как: право менять религию; равенство всех религий перед законом; равенство всех верующих
1См.: С.А.
Авакьян.
Проблемы конституционного права//Вест.
Моск.
ун-та.
Серия П.
Право.
1999.
.Nsl.
С.9.


[стр.,30]

перед законом.
Как видим, право исповедовать любую религию и отправлять религиозные культы является основным элементом также и для категории «свобода вероисповедания».
Перед тем как сформулировать наше определение понятия «свобода совести» обратимся к правовой литературе по данному вопросу.
Анализ литературных источников показывает, что среди ученых нет единого подхода к содержанию свободы совести.
Ряд авторов необоснованно, на наш взгляд, сужают содержание свободы совести до двух-трех элементов1.

Так, например, JI.
Д.
Воеводин выделяет только два элемента в содержании свободы совести, суть которых заключается в праве «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии; отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду»2.
Данное определение является, на наш взгляд, сомнительным соединением противоположных по содержанию элементов свободы совести, так как нет ничего общего между религиозными обрядами и атеистической пропагандой.
Ф.
М.
Рудинский, определяя понятие «свобода совести», выделяет три
структурных элемента: а) право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой; б) право отправлять религиозные культы; в) право вести атеистическую пропаганду3.
Но при этом объединяются в одном элементе два не менее противоречащих друг другу правомочия: «право исповедовать любую религию» и «право не исповедовать никакой религии».
Объединение этих двух самостоятельных элементов свободы совести
приводит к нарушению важного методологического принципа историчности, так как когда их объединяют в один элемент свободы 1См.: Н.И.
Галочкин, М.М.
Шабинский.
Свобода совести и ее правовые основы.
Алма-Ата.
1980.
С.И .
2См.: Советское государственное право / С.С.
Кравчук и др.
М., 1980.
3См.: Г.Р.
Гольст, Ф.М.
Рудинский.
Свобода совести как правовой институт // Советское государство и право.

1981.
№9.
С.32.

[Back]