Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 35]

деятельность; право на религиозное образование; равенство перед законом всех граждан независимо от их отношения к религии1.
Нельзя не согласиться с позицией А.С.
Ловинюкова о необходимости выделения такого важного структурного элемента в понятии «свобода совести» как «право менять религию»2.
Многие исследователи полагают, что этот элемент поглощается более обширным правом выбора религии.
Но мы считаем, что этот элемент имеет существенное значение, поэтому необходимо его обособленно включать в понятие свободы совести.
Это оправдано и с точки зрения обеспечения социальной справедливости, способствует нравственной адаптации людей в нашем государстве, которые в силу жизненных обстоятельств поменяли религию.
Например, как неоднократно сообщалось в телевизионных передачах, о солдатах, побывавших в афганском плену и принявших ислам взамен православной религии.
Это важно для подобной категории людей, так как свидетельствует однозначно, что их выбор новой религии соответствует праву, предоставленному законом.

Нельзя не согласиться с мнением Е.И.
Романюка, о том, что не следует свободу совести ограничивать правом проявлять свои религиозные или атеистические убеждения в обществе.
Эту категорию нужно рассматривать в широком контексте свободы убеждений человека, включая и убеждения, связанные с отношением к религии.
Поэтому полагаем целесообразным в современных условиях в качестве
самостоятельного элемента категории «свобода совести» признать «право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом».
Такая позиция позволит учитывать не только правовой, но и философский, нравственный аспекты, что представляется важным для столь деликатной области, как внутренняя суверенность личности.
Именно с
35 1Ловинюков, А.С.
Свобода совести (анализ, практика, выводы) // Государство и право.
1995.
№1.
С.
24-36.
2Ловикюков, А.С.
Административно-правовая охрана свобода совести: Дисс...
док.
юр.
наук.
М.
1994.
[стр. 34]

Многие исследователи полагают, что этот элемент поглощается более обширным правом выбора религии.
Но мы считаем, что этот элемент имеет существенное значение, поэтому необходимо его обособленно включать в понятие свободы совести.
Это оправдано и с точки зрения обеспечения социальной справедливости, способствует нравственной адаптации людей в нашем государстве, которые в силу жизненных обстоятельств поменяли религию.
Например, как неоднократно сообщалось в телевизионных передачах о солдатах побывавших в афганском плену и принявших ислам взамен православной религии.
Это важно для подобной категории людей, так как свидетельствует однозначно, что их выбор новой религии соответствует праву, предоставленному законом.

В последнее время рядом ученых предлагается при толковании термина свободы совести не ограничиваться рамками отношения к религии и понимать ее как свободу убеждений в целом.
Имеет место и точка зрения, согласно которой «свобода совести это терпимость по отношению к мнениям, взглядам, убеждениям другого, отказ от стремления насаждать единомыслие, непримиримость к преследованию инакомыслия»’.
Для того, чтобы проанализировать как соотносятся свобода совести и свобода убеждений в целом, обратимся к международным документам по правам человека.
Во Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной Генеральной Ассамблеей ООН в 1949 г.
в статье 18, утверждая право на «свободу мысли, совести и религии», указывается, что это «право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения, как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов»2.
На наш взгляд, понятие «убеждение» все-таки употребляется в этих документах в контексте отношения к религии, 1Н.Гаев.
Закон УкраТни «Про свободу coeicTi та релтГзш организашУ: леям м1ркування.»// Право Укра'ши.
1992.
№7.
С.ЗЗ.
2Всеобщая декларация прав человека// Юридический вестник.
1998.
№4.
С.15.


[стр.,36]

В основном законе Российской Федерации Конституции (в статье 28), указывается, что «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»'.
В данном контексте иные убеждения это все-таки атеистические убеждения, то есть так или иначе связанные с отношением к религии.
Той же точки зрения придерживаются законодатели постсоветских государств.
Например, в статье 34 Конституции Украины закреплено право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений, а в статье 35 право на свободу мировоззрения и вероисповедания.
В Конституции Узбекистана в статье 31 закреплено право граждан на свободу совести в контексте отношения их к религии, а статье 29 право на свободу мысли, слова и убеждений.
В Конституции Республики Беларусь в статье 31 речь идет конкретно об убеждениях, связанных с отношением к религии; в Конституции Грузии в статье 9 зафиксировано, что «Государство ...
провозглашает полную свободу религиозных убеждений и вероисповедания...», тем самым признает религиозный характер убеждений2.
Таким образом, убеждения в данном случае носят религиозный либо атеистический характер.
На наш взгляд, не следует свободу совести ограничивать правом проявлять свои религиозные или атеистические убеждения в обществе.
Эту категорию нужно рассматривать в широком контексте свободы убеждений человека, включая и убеждения, связанные с отношением к религии.
Поэтому полагаем целесообразным в современных условиях в качестве
1Конституция Российской Федерации.
Комментарий / Под общей редакцией Б.Н.Топорнина,Ю.М.Батурина.
М., 1994.
С.122-290.
2См.: Правовые акты постсоциалистических стран / Под ред.С.А.Бублика.
Киев: Юринком Интер.1998.


[стр.,37]

самостоятельного элемента категории «свобода совести» признать «право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом».
Такая позиция позволит учитывать не только правовой, но и философский, нравственный аспекты, что представляется важным для столь деликатной области, как внутренняя суверенность личности.
Именно с
учетом этого важного элемента, свобода совести становиться основой для других конституционно закрепленных свобод личности.
В этой связи заслуживает внимания позиция Г.
Г.
Черемных, который предложил рассматривать «свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, преподавания как один из способов реализации гражданами и их объединениями свободы совести в широком смысле слова, которая в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образует конституционно-правовой институт интеллектуальной (мировоззренческой) свободы»1.
Большую роль в развитии прав и свобод человека, в том числе и свободы совести, сыграли международные организации.
Надо отметить, что первые международные нормы, которые относились к свободе вероисповедания, возникли еще в XVI веке.
Так, в 1555 г.
в Аугсбурзском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в пределах священной Римской империи.
Когда по Гентскому (1713 г.) и Парижскому (1763 г.) договорам французские колонии Акадня и Квебек (в Канаде) отошли к протестантской Англии, в них были гарантированы права на свободу вероисповедания католикам.
Но явно о свободе совести, религии и убеждений для всех людей стало возможным говорить только после принятия целого ряда международных документов о правах и свободах человека в 50-х гг.
XX столетия.
1 Г.Г.
Черемных.
Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореферат дис...канд.юр.наук .
СПб.
1996.
С.7.
2См.: Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 1998.

[Back]