Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 36]

учетом этого важного элемента свобода совести становится основой для других конституционно закрепленных свобод личности1 .
В этой связи заслуживает внимания позиция Г.Г.Черемных, который предложил рассматривать «свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, преподавания как один из способов реализации гражданами и их объединениями свободы совести в широком смысле слова, которая в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образуетконституционно-правовой институт интеллектуальной (мировоззренческой)
свободы»2.
М.Г.
Кириченко усматривал в содержании свободы совести десять элементов: 1) Право граждан исповедовать любую религию; 2) Право не ’исповедовать и не признавать никакой религии; 3) Право свободно проводить атеистическую пропаганду, не допуская оскорбления религиозных чувств верующих; 4) Равноправие граждан независимо от их религиозной принадлежности; 5) Равенство всех религий перед законом; 6) Свободное отправление религиозных культов, поскольку оно не нарушает общественного порядка и не сопровождается посягательством на личность, честь и достоинство граждан; 7) Недопустимость административного принуждения в отношении исповедания или неисповедания; 8) Недопустимость культивирования вражды или ненависти в связи с религиозными верованиями; 9) Невмешательство государства в дела религии и невмешательство церкви и религиозных организаций в дела государства на основе полного отделения церкви от государства; 10) Светский характер всей государственной системы народного образования на основе полного отделения школы от церкви3.
36 1Романюк, Е.И.
Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в РФ: Дисс...
канд.
юрид.
наук.
М., 2001 г.
• С.34.
г Черемных, Г.Г.
Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореферат
дне...канд.юр.наук.
СПб.
1996.
-С.7.
3Кириченко, М.
Г.
Свобода совести в СССР.
• МЛ985.С.
11-12.
[стр. 37]

самостоятельного элемента категории «свобода совести» признать «право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом».
Такая позиция позволит учитывать не только правовой, но и философский, нравственный аспекты, что представляется важным для столь деликатной области, как внутренняя суверенность личности.
Именно с учетом этого важного элемента, свобода совести становиться основой для других конституционно закрепленных свобод личности.
В этой связи заслуживает внимания позиция Г.
Г.
Черемных, который предложил рассматривать «свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, преподавания как один из способов реализации гражданами и их объединениями свободы совести в широком смысле слова, которая в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образует конституционно-правовой институт интеллектуальной (мировоззренческой)
свободы»1.
Большую роль в развитии прав и свобод человека, в том числе и свободы совести, сыграли международные организации.
Надо отметить, что первые международные нормы, которые относились к свободе вероисповедания, возникли еще в XVI веке.
Так, в 1555 г.
в Аугсбурзском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в пределах священной Римской империи.
Когда по Гентскому (1713 г.) и Парижскому (1763 г.) договорам французские колонии Акадня и Квебек (в Канаде) отошли к протестантской Англии, в них были гарантированы права на свободу вероисповедания католикам.
Но явно о свободе совести, религии и убеждений для всех людей стало возможным говорить только после принятия целого ряда международных документов о правах и свободах человека в 50-х гг.
XX столетия.
1 Г.Г.
Черемных.
Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореферат
дис...канд.юр.наук .
СПб.
1996.
С.7.
2См.: Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М., 1998.

[Back]