Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 37]

На наш взгляд, это толкование свободы совести является расширенным.
Оно включает помимо конкретных правомочий базовые принципы свободы совести (например, 4-й, 5-й и 10-й элементы).
Большую роль в развитии прав и свобод человека, в том числе и свободы совести, сыграли международные организации.
Надо отметить, что первые международные нормы, которые относились к свободе вероисповедания, возникли еще в XVI веке.

Например, в Аугсбурзском мирном договоре 1555 г.
предусматривалось равенство католиков и лютеран в пределах священной Римской империи.
Когда по Гентскому (1713 г.) и Парижскому (1763 г.) договорам французские колонии
Акадия и Квебек (в Канаде) отошли к протестантской Англии, в них были гарантированы права на свободу вероисповедания католикам.
Но явно о свободе совести, религии и убеждений для всех людей стало возможным говорить только после принятия целого ряда международных документов о правах и свободах человека в 50-х гг.
XX столетия1 .
Все вышеприведенные аргументы позволяют сделать следующие выводы.
В своей эволюции свобода совести прошла сложный путь идеологических побед, близких по содержанию, но отличных по объему содержания этой категории.

Первоначально в борьбе за свободу совести это были победы веротерпимости, а затем вероисповедания.
При этом веротерпимость это терпимое отношение к существованию, помимо официальной религии, других вероисповеданий, признание за иноверцами гражданских прав.
Свобода вероисповедания это право человека выбирать и исповедовать какую-либо религию, равенство
религий перед законом, а также равные возможности человека пользоваться политическими и гражданскими правами.
Свобода вероисповедания также регламентируется правовыми актами государства.

37 1Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М.,
2002.
[стр. 37]

самостоятельного элемента категории «свобода совести» признать «право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом».
Такая позиция позволит учитывать не только правовой, но и философский, нравственный аспекты, что представляется важным для столь деликатной области, как внутренняя суверенность личности.
Именно с учетом этого важного элемента, свобода совести становиться основой для других конституционно закрепленных свобод личности.
В этой связи заслуживает внимания позиция Г.
Г.
Черемных, который предложил рассматривать «свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества, преподавания как один из способов реализации гражданами и их объединениями свободы совести в широком смысле слова, которая в сочетании со свободой совести в узком смысле слова образует конституционно-правовой институт интеллектуальной (мировоззренческой) свободы»1.
Большую роль в развитии прав и свобод человека, в том числе и свободы совести, сыграли международные организации.
Надо отметить, что первые международные нормы, которые относились к свободе вероисповедания, возникли еще в XVI веке.

Так, в 1555 г.
в Аугсбурзском мирном договоре предусматривалось равенство католиков и лютеран в пределах священной Римской империи.
Когда по Гентскому (1713 г.) и Парижскому (1763 г.) договорам французские колонии
Акадня и Квебек (в Канаде) отошли к протестантской Англии, в них были гарантированы права на свободу вероисповедания католикам.
Но явно о свободе совести, религии и убеждений для всех людей стало возможным говорить только после принятия целого ряда международных документов о правах и свободах человека в 50-х гг.
XX столетия.
1
Г.Г.
Черемных.
Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореферат дис...канд.юр.наук .
СПб.
1996.
С.7.
2См.: Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М.,
1998.


[стр.,38]

Ведущая роль в деле разработки принципов свободы совести, пунктуальной фиксации ее гарантий, правовых аспектов и нравственных моментов принадлежит Организации Объединенных Наций1.
Контролем за соблюдением свободы совести занимаются следующие международные организации: Комитет ООН по правам человека, Комиссия ООН по правам человека, Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Международная лига по правам человека, Международный комитет по амнистии, Всемирный союз свободомыслящих (ВСС) и Международный гуманистический и этический союз (МГЭС), который обладает статусом организации при ЮНЕСКО .
Предметом рассмотрения этих организаций являются, в первую очередь, нарушения права на свободу мысли, совести и религии.
В решении проблем свободы совести принимают активное участие и международные религиозные организации, среди которых Всемирный Совет церквей, объединяющий как протестантские, так и православные церкви.
Чем сильнее интеграционные процессы, тем значительнее влияние, оказываемое на права и свободы человека, международно-правовых документов.
Однако, на наш взгляд, не может быть и речи об автоматическом перенесении тех либо иных положений этих документов на российское «правовое поле»; они служат в качестве ориентиров для отечественного законодателя, имеющего собственные правовые традиции, нормотворческую технику.
Все выше приведенные аргументы позволяют сделать следующие выводы.
В своей эволюции свобода совести прошла сложный путь идеологических побед, близких по содержанию, но отличных по объему содержания этой категории.

1См.: Международные акты о правах человека.
Сборник документов.
М.,
1998.
2См.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.
М., 1990.


[стр.,39]

Первоначально в борьбе за свободу совести это были победы веротерпимости, а затем вероисповедания.
При этом веротерпимость это терпимое отношение к существованию, помимо официальной религии, других вероисповеданий, признание за иноверцами гражданских прав.
Свобода вероисповедания — это право человека выбирать и исповедовать какую-либо религию, равенство
их перед законом, а также равные возможности пользования политическими и гражданскими правами.
Свобода вероисповедания также регламентируется правовыми актами государства.

Предлагаемое нами понятие свободы совести представляет собой систему семи структурно взаимосвязанных самостоятельных элементов, которые, на наш взгляд, логично и последовательно отражают эту категорию.
Итак, категория «свобода совести» включает: 1) право исповедовать любую религию; 2) право не исповедовать никакой религии; 3) право пропаганды религии; 4) право вести атеистическую пропаганду; 5) право менять религию; 6) равенство прав граждан вне зависимости от их отношения к религии; 7) право на свободный выбор мировоззренческих убеждений в целом.
При этом мы считаем, что на современном историческом этапе свободу совести необходимо рассматривать в широком смысле: не только как независимость человека в выборе своего отношения к религии, но и как возможность и способность человека делать собственный выбор, нести ответственность за свои действия в соответствии с совестью, определять свое отношение к проблемам мировоззрения и религии в том числе.
Высказав позицию на понятие свободы совести, представляется необходимым проследить его правовое регулирование на различных этапах развития Российского общества.

[Back]