1.2. Развитие законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в России Чтобы разобраться в особенностях правового обеспечения свободы совести, определения направлений его генезиса и совершенствования необходимо рассмотреть периоды развития законодательства России по данному вопросу. В допетровской России православная церковь пользовалась принципиальной независимостью от царя. В 1666-1667 гг. Большим Московским Собором было сформулировано: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой вовек стройность церковного учреждения»1 . При Петре I был сделан шаг в сторону радикальной реформации отношений между государством и церковью: создан специальный орган управления церковью — Святейший синод, который представлял собой так называемую коллегию из высшего духовенства. Священники стали получать жалованье от государства и фактически превратились в государственных служащих. Следовательно, церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. Будучи властью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство и прозелитизм закреплялось в законе только за православной церковью. После реформы два столетия церковь обожествляла царскую власть, признавая царя своим верховным правителем. Император Российский провозглашался помазанником божьим, который и есть «высочайший 39 1Русская православная церковь и право: комментарий. / Отв. ред. М.В. Ильичев. М.: БЕК. 1999. С.29. |
40 §2. Основные периоды развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в России Для понимания сущности и особенностей правового обеспечения свободы совести, определения направлений его дальнейшего развития и совершенствования важно не только раскрыть содержание категории «свобода совести», но и рассмотреть периоды развития законодательства России по данному вопросу. В истории допетровской России православная церковь пользовалась принципиальной независимостью от царя. Так, Большим Московским Собором 1666-1667 гг. было сформулировано: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой вовек стройность церковного учреждения»1. При Петре I сделан был шаг в сторону радикальной реформации I отношений между государством и церковью: создан специальный орган управления церковью Святейший синод, который представлял из себя, так называемую, коллегию из высшего духовенства. Священники стали получать жалованье от государства и фактически превратились в государственных служащих. Таким образом, церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления. Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием. Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство и прозелитизм закреплялось в > законе только за православной церковью. ' Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв. ред. М.В.Ильичев. М.: БЕК. 1999. С.29. Последующие за реформой два столетия церковь обожествляла царскую власть, признавая царя своим верховным правителем. Император Российский провозглашался помазанником божиим, который и есть «высочайший пастырь». Идея самодержавия была политическим символом веры русского православия. Однако, несмотря на то, что православная церковь была господствующей, Россия оставалась поликонфессиональным государством, в котором существовали де-факто неправославные христианские церкви и нехристианские религиозные общины. Поэтому внутренняя политика государства не могла игнорировать факта их существования, что выразилось в принятии соответствующих актов, закрепляющих правовое положение данной категории верующих. Так, в Своде законов Российской империи было зафиксировано, что: «Все не принадлежащие к господствующей церкви подданные Российского государства, природные и в подданство принятые, так и иностранцы, состоящие в российской службе, или временно в России пребывающие, пользуются каждый повсеместно свободным отправлением их веры и богослужения по обрядам оной»1. Но несмотря на то, что была провозглашена свобода вероисповеданий, на практике реализовывался дифференцированный принцип веротерпимости Государство вмешивалось во внутренние дела различных конфессий, строго регламентировало их структуру и деятельность. Согласно «Своду законов Российской империи» все религии на территории страны делились на три группы: государственную (православное исповедание), терпимые (католическая, протестантская, армяно-григорианская церкви, ислам, буддизм, иудаизм, язычество) и нетерпимые («секты» духоборы, молокане, иконоборцы, скопцы)2. На чем основана была эта иерархия вероисповеданий? 1См.: О вере. Гл. VII .Свод Законов Российской империи. Издание 1857 г. Т.1.4.1. СПб., 1957. 2См.: Свод Законов Российской империи.Т. 1. Санкт-Петербург, 1892. С.10. 41 |