Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 42]

В связи с ростом революционных проявлений в 80-90-е годы XIX века ужесточилась политика царизма в отношении сектантских объединений.
В «Уложение о наказаниях» были внесены новые, более жесткие уголовные статьи, направленные против «сектантов».
В 1894 г.
«секта» штундистов (к ним относили евангельских христиан, баптистов) была объявлена «вредной», а ее молитвенные собрания были запрещены.
С 1874 по 1875 гг.
было зарегистрировано 3615 уголовных дел по так называемым «религиозным преступлениям», а с 1886-1893 гг.
75401.

В начале XX века в связи с революционной ситуацией в России Правительство вносило коррективы в религиозную политику.
Например, Указ от 12 октября 1904 г.
«Об предначертании и усовершенствовании государственного
порядка» предписывал принять меры к устранению религиозных стеснений2.
В царском Манифесте «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода вероисповедания.
Однако законодательно предоставив всем религиозным конфессиям право на свободное отправление культа, но сохранив господствующее положение православной церкви, царизм в этих указах не пошел дальше формального провозглашения свободы вероисповедания отделение церкви от государства осуществлено не было.

Вносилось достаточное количество проектов по этим вопросам, но приняты
они не были.
Из-за этого с 1905 по 1917 гг.
Россия опять-таки продолжала жить в «режиме несвободы совести».

Революция 1917 г.
упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры.
В программном документе
Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном 20 марта 1917 г., содержалось указание на отмену «сословных, вероисповедных и национальных ограничений» и провозглашалось, что «в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может 42 ' Основы религиоведения./Под ред.
И.Н.
Яблокова.
2 изд.
М.: Высш.
шк., 1998.

C.46L 1Фурман, Д.Е.
Религия, атеизм и перестройка.
На пути к свободе совести,М.,
1989.
С.
10.
[стр. 43]

этих преступлениях применялась целая система карательных мер, вплоть до каторги и ссылки в Сибирь, Закавказье.
Внеисповедное состояние государством не признавалось, деятельность по распространению атеистических, материалистических взглядов подвергалась уголовному ^ преследованию.
В 80-90 годы XIX века в связи с ростом революционных проявлений ужесточилась политика царизма в отношении сектантских объединений.
В «Уложение о наказаниях» были внесены новые, более жесткие уголовные статьи, направленные против «сектантов».
В 1894 г.
«секта» штундистов (к ним относили евангельских христиан, баптистов) была объявлена «вредной», а ее молитвенные собрания были запрещены.
С 1874 по 1875 гг.
было зарегистрировано 3615 уголовных дел по так называемым «религиозным преступлениям», а с 1886-1893 гг.
75401.

Революционная ситуация в России в начале XX века вынудило Правительство вносить коррективы в религиозную политику.
Так, Указ от 12 * октября 1904 г.
«Об предначертании и усовершенствовании государственного
•у порядка» предписывал принять меры к устранению религиозных стеснений .
В царском Манифесте «Об укреплении начал веротерпимости» от 17 апреля 1905 г.
также были обещаны гражданские свободы, в том числе и свобода вероисповедания.
Однако, законодательно предоставив всем религиозным конфессиям право на свободное отправление культа, но сохранив господствующее положение православной церкви, царизм в этих указах не пошел дальше формального провозглашения свободы вероисповедания отделение церкви от государства осуществлено не было.

Надо отметить, что проблемы религиозной свободы, реформы вероисповедной политики активно обсуждались и на заседаниях Государственной думы России четырех созывов.
Вносилось достаточное количество проектов по этим вопросам, но приняты
1См.: Основы религиоведения./ Под ред.И.Н.Яблокова.
2изд.
М.: Высш.
шк., 1998.

С.461.
2См.: Д.Е.
Фурманов.
Религия, атеизм и перестройка.
На пути к свободе совести.
М.,
1988.
С.10.
43

[стр.,44]

они не были.
Таким образом, с 1905 по 1917 гг.
Россия опять-таки продолжала жить в «режиме несвободы совести».

Февральская революция 1917 г.
упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры.
В программном документе
t Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном 20 марта 1917 г.
содержалось указание на отмену «сословных, вероисповедных и национальных ограничений» и провозглашалось, что «в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может
мириться с ограничениями прав граждан в зависимости от веры и происхождения»1.
20 июня 1917 г.
было принято Постановление Временного правительства о передачи церковно-приходских школ в ведение министерства народного образования, против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт причиняет большой вред церкви и ее христианскопросветительской деятельности.
14 июля 1917 г.
появилось Постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором закреплялся f принцип союза церкви и государства2.
Под свободой совести понималась свобода вероисповеданий.
Были отменены наиболее одиозные нормы законов Российской империи по религиозным вопросам.
Ранее «терпимые» и гонимые вероисповедные направления получили широкие права.
Но государство, как и ранее, держало под контролем деятельность религиозных организаций.
Таким образом, целостная демократическая реформа отношений государства и религиозных организаций проведена до логического конца не была.
Господствующее положение православной церкви сохранилось на основании того, что православная религия являлась религией значительного большинства населения России, а внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.
1 См.: Сборник указов и постановлений Временного правительства.
Вып.
№1.
27 февр.'5мая 1917 г.
Пг.: Гос.типография, 1917.
2 См.: Сборник указов и постановлений Временного правительства.
Вып.
№1.
27 февр.-5мая 1917 г.
Пг.: Гос.типография, 1917.
44

[Back]