Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 43]

мириться с ограничениями прав граждан в зависимости от веры и происхождения»1.
20 июня 1917 г.
было принято Постановление Временного правительства о
передаче церковно-приходских школ в ведение Министерства народного образования, против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт причиняет большой вред церкви и ее христианскопросветительской деятельности.
14 июля 1917 г.
появилось Постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором закреплялся
принцип союза церкви и государства2.
Под свободой совести понималась свобода вероисповеданий.
Были отменены наиболее одиозные нормы законов Российской империи по религиозным вопросам.
Ранее «терпимые» и гонимые вероисповедные направления получили широкие права.
Но государство, как и ранее, держало под контролем деятельность религиозных организаций.

Целостная демократическая реформа отношений государства и религиозных организаций
до логического конца не была проведена.
Господствующее положение православной церкви сохранилось
потому, что православная религия являлась религией значительного большинства населения России, а внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.
Таким образом, молодому советскому государству пришлось решать не только проблемы свободы совести, но и проблемы секуляризации общественных и имущественных отношений.
26 октября 1917 г.
был принят Декрет «О земле», предусматривающий национализацию 2,5 млн.
десятин церковной
земли3.
Совет Народных Комиссаров (СНК) 2 ноября 1917 г.
принял «Декларацию прав народов России», согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравноправие в положении церквей и религиозных
организаций.4 Затем последовали декреты, 1Сборник указов и постановлений Временного правительства.
BunJfel.
27 февраля 5 мая 1917 г.
СПб.: Гос.
типография, 1917.
2Сборник указов и постановлений Временного правительства.
Вып.№1.27
февраля 5 мая 1917 г.
СПб.: Гос.
типография, 1917.
3Советская историческая энциклопедия.
ТомЗ.
М., 1963.
-С.62.
4Там же.
-С.51.
43
[стр. 44]

они не были.
Таким образом, с 1905 по 1917 гг.
Россия опять-таки продолжала жить в «режиме несвободы совести».
Февральская революция 1917 г.
упразднила самодержавие, лишив православную церковь ее многовековой опоры.
В программном документе t Временного правительства «Обращение к гражданам», опубликованном 20 марта 1917 г.
содержалось указание на отмену «сословных, вероисповедных и национальных ограничений» и провозглашалось, что «в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав граждан в зависимости от веры и происхождения»1.
20 июня 1917 г.
было принято Постановление Временного правительства о
передачи церковно-приходских школ в ведение министерства народного образования, против которого выступила православная церковь, заявив, что этот акт причиняет большой вред церкви и ее христианскопросветительской деятельности.
14 июля 1917 г.
появилось Постановление Временного правительства «О свободе совести», в котором закреплялся
f принцип союза церкви и государства2.
Под свободой совести понималась свобода вероисповеданий.
Были отменены наиболее одиозные нормы законов Российской империи по религиозным вопросам.
Ранее «терпимые» и гонимые вероисповедные направления получили широкие права.
Но государство, как и ранее, держало под контролем деятельность религиозных организаций.

Таким образом, целостная демократическая реформа отношений государства и религиозных организаций проведена до логического конца не была.
Господствующее положение православной церкви сохранилось
на основании того, что православная религия являлась религией значительного большинства населения России, а внеисповедное состояние по-прежнему не признавалось.
1 См.: Сборник указов и постановлений Временного правительства.
Вып.
№1.
27
февр.'5мая 1917 г.
Пг.: Гос.типография, 1917.
2 См.: Сборник указов и постановлений Временного правительства.
Вып.
№1.
27 февр.-5мая 1917 г.
Пг.: Гос.типография, 1917.
44

[стр.,45]

Молодому советскому государству пришлось решать не только проблемы свободы совести, но и проблемы секуляризации общественных и имущественных отношений.
Так уже 26 октября 1917 г.
был принят Декрет «О земле», предусматривающий национализацию 2,5 млн.
десятин церковной
земли1.
2 ноября 1917 г.
Совет Народных Комиссаров принял «Декларацию прав народов России», согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравноправие в положении церквей и религиозных организаций2.
Затем последовали декреты, изымающие из ведомства церквей функции регистрации и расторжения брака, записи актов гражданского состояния, образования, воспитания и передающие их Советскому государству.
20 ноября 1917 г.
В.И.Ленин подписал обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в нем говорилось: «отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными.
Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно.
Вы имеете право на это.
Знайте, что ваши права, как и права всех народов России охраняются мощью революции и ее органов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов»3.
Таким образом, первые нормативные акты Советской власти стали важной правовой основой для принятия Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Проект этого декрета подготавливала комиссия в составе не только государственных деятелей (П.
И.
Стучка, П.
И.
Красиков, И.
А.
Рейснер), но и представителей духовенства Русской православной церкви (М.
В.
Галкин).
1См.: Советская историческая энциклопедия.
Том 3.
М., 1963.
С.62.
2 См.: Советская историческая энциклопедия.
Том 3.
М., 1963.
С.51.
3Документы внешней политики СССР.
М., 1957.T.1.
С.34.

[Back]