Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 44]

изымающие из ведомства церквей функции регистрации и расторжения брака, записи актов гражданского состояния, образования, воспитания и передающие их Советскому государству.
20 ноября 1917 г.
В.И.Ленин подписал обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в нем говорилось: «отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными.
Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно ...

Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, охраняются мощью революции и ее органов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских
Депутатов»1 .
Первые нормативные акты Советской власти стали важной правовой основой для принятия Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Проект этого декрета подготавливала комиссия в составе не только государственных деятелей (П.И.Красиков,
И.А.Рейснер, П.И.Стучка), но и представителей духовенства Русской православной церкви (РПЦ) (М.В.
Галкин).
Декретом ВЦИК и СНК от 31 декабря 1917 г.
«О гражданском браке, о
летах и о ведении актов состояния» 2 и особенно Декретом СНК от 20 января 1918 г.
«Об отделении церкви от государства и школы от
церкви»3
запрещалось принимать какие-либо законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, либо устанавливали какие-то преимущества или привилегии по принципу вероисповедной принадлежности граждан.
Церковь отделялась от государства, то есть утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею.
Больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах.
Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных или иных публичных правовых мероприятий, акты гражданского состояния поручались исключительно
1Документы внешней политики СССР.
М., I957.T.1.
-С.34.
гСУ РСФСР.
1917.
№11.
Ст.
160.
3СУ РСФСР.
1918.
№18.
Ст.263.
44
[стр. 45]

Молодому советскому государству пришлось решать не только проблемы свободы совести, но и проблемы секуляризации общественных и имущественных отношений.
Так уже 26 октября 1917 г.
был принят Декрет «О земле», предусматривающий национализацию 2,5 млн.
десятин церковной земли1.
2 ноября 1917 г.
Совет Народных Комиссаров принял «Декларацию прав народов России», согласно которой ликвидировались национальные и религиозные привилегии, устранялось неравноправие в положении церквей и религиозных организаций2.
Затем последовали декреты, изымающие из ведомства церквей функции регистрации и расторжения брака, записи актов гражданского состояния, образования, воспитания и передающие их Советскому государству.
20 ноября 1917 г.
В.И.Ленин подписал обращение СНК «Ко всем трудящимся мусульманам России и Востока», в нем говорилось: «отныне ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные учреждения объявляются свободными и неприкосновенными.
Устраивайте свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно.

Вы имеете право на это.
Знайте, что ваши права, как и права всех народов России охраняются мощью революции и ее органов Советов Рабочих, Солдатских и Крестьянских
Депутатов»3.
Таким образом, первые нормативные акты Советской власти стали важной правовой основой для принятия Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Проект этого декрета подготавливала комиссия в составе не только государственных деятелей (П.
И.

Стучка, П.
И.
Красиков, И.
А.
Рейснер), но и представителей духовенства Русской православной церкви (М.
В.
Галкин).
1См.: Советская историческая энциклопедия.
Том 3.
М., 1963.
С.62.
2 См.: Советская историческая энциклопедия.
Том 3.
М., 1963.
С.51.
3Документы внешней политики СССР.
М., 1957.T.1.
С.34.


[стр.,46]

Декретом ВЦИК и СНК от 31 декабря 1917 г.
«О гражданском браке, о
детях и о ведении актов состояния»1 и особенно Декретом СНК от 20 января 1918г.
«Об отделении церкви от государства и школы от
церкви»2запрещалось
принимать какие-либо законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, либо устанавливали какие-то преимущества или привилегии по принципу вероисповедной принадлежности граждан.
Церковь отделялась от государства, то есть утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею.
Больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах.
Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных или иных публичных правовых мероприятий, акты гражданского состояния поручались исключительно
гражданской власти.
В п.10 Декрета было указано, что «все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений»3.
Следует отметить, что по сравнению с законодательством США и Франции того периода Декрет отличался тем, что не признавал религиозные организации как юридические лица.
В Декрете прямо указывалось, что: «никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием».
Храмы божии, святые иконы, священные сосуды отнимались от церкви.
Церковь лишалась всякой собственности, правда, по Декрету, церковь могла продолжать пользоваться и храмами, и богослужебной утварью, «но лишь по особым постановлениям местной или центральной 1См.: СУ РСФСР.
1917.X211.C t.160.
‘См.: СУ РСФСР.
1918.
№18.
Ст.263.
3О религии и церкви.
М., 1977.
С.94.
46

[Back]