Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 45]

гражданской власти.
Пункт 10 Декрета указывал, что «все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами, ни субсидиями, ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений»1 .
В Декрете говорилось, что: «Никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием».
Храмы божии, святые иконы, священные сосуды отнимались от церкви.
Церковь лишалась всякой собственности, правда, по Декрету, церковь могла продолжать пользоваться и храмами, и богослужебной утварью, «но лишь по особым постановлениям местной или центральной
государственной власти»2.
Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школах.

Декрет 1918 г.
провозглашал, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные
воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей, однако допускались изъятия из этого положения, с условием замены одной гражданской обязанности другой и в каждом отдельном случае по решению народного суда.
В последующем в развитие данной нормы даже была предусмотрена возможность замены военной службы.
Декретом СНК РСФСР от 4 января 1919 г.
«Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» лицу предоставлялось право по решению народного суда заменить воинскую повинность на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях, или иной соответствующей общеполезной работой по выбору самого
призываемого3.
Позже законодательство о свободе совести и религиозных объединениях развивалось в следующих направлениях: 45 10 религии и церкви.
М., 1977.
С.94.
2Русская Православная Церковь и право: коммигтарий.
/ Отв.
ред.
М.В.Ильичев.
М., НЕК, 1999.
С.34.
3Декреты Советской власти.
М.,1957.
Т.Д.
С.282.
[стр. 46]

Декретом ВЦИК и СНК от 31 декабря 1917 г.
«О гражданском браке, о детях и о ведении актов состояния»1 и особенно Декретом СНК от 20 января 1918г.
«Об отделении церкви от государства и школы от церкви»2запрещалось принимать какие-либо законы или постановления, которые бы стесняли или ограничивали свободу совести, либо устанавливали какие-то преимущества или привилегии по принципу вероисповедной принадлежности граждан.
Церковь отделялась от государства, то есть утрачивала статус государственной церкви, с упразднением государственного управления ею.
Больше не требовалось указывать религиозную принадлежность в официальных документах.
Становилось невозможным сопровождение религиозными церемониями государственных или иных публичных правовых мероприятий, акты гражданского состояния поручались исключительно гражданской власти.
В п.10 Декрета было указано, что «все церковные и религиозные общества подчиняются общим положениям о частных обществах и союзах и не пользуются никакими преимуществами, ни субсидиями ни от государства, ни от его местных автономных и самоуправляющихся установлений»3.
Следует отметить, что по сравнению с законодательством США и Франции того периода Декрет отличался тем, что не признавал религиозные организации как юридические лица.
В Декрете прямо указывалось, что: «никакие церкви и религиозные общества не имеют права владеть собственностью.
Прав юридического лица они не имеют.
Все имущество существующих в России церковных и религиозных обществ объявляется народным достоянием».
Храмы божии, святые иконы, священные сосуды отнимались от церкви.
Церковь лишалась всякой собственности, правда, по Декрету, церковь могла продолжать пользоваться и храмами, и богослужебной утварью, «но лишь по особым постановлениям местной или центральной
1См.: СУ РСФСР.
1917.X211.C t.160.
‘См.: СУ РСФСР.
1918.
№18.
Ст.263.
3О религии и церкви.
М., 1977.
С.94.
46

[стр.,47]

государственной власти»1.
Декрет запрещал религиозное воспитание и образование детей в школах.

Особенно хотелось бы обратить внимание на следующее: Декрет 1918 г.
провозглашал, что никто не может, ссылаясь на свои религиозные
b воззрения, уклоняться от исполнения своих гражданских обязанностей, однако допускались изъятия из этого положения, с условием замены одной гражданской обязанности другой и в каждом отдельном случае по решению народного суда.
В последующем в развитие данной нормы даже была предусмотрена возможность замены военной службы.
Декретом СНК РСФСР от 4 января 1919 г.
«Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям» лицу предоставлялось право по решению народного суда заменить воинскую повинность на определенный срок призыва его сверстников санитарной службой, преимущественно в заразных госпиталях или иной соответствующей общеполезной работой по выбору самого
призываемого2.
\ В дальнейшем законодательство о свободе совести и религиозных объединениях развивалось в следующих направлениях: 1) конституционное закрепление принципов свободы совести, 2) нормативное обеспечение проведения в жизнь положений Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», 3) правовое регулирование положения и деятельности религиозных организаций на территории СССР и территориях союзных республик, 4) организация государственного контроля за соблюдением принципов свободы совести и «законодательства о религиозных культах»3.
Показательна для того времени статья 13 Конституции РСФСР 1918 г., в которой провозглашалось, что в целях обеспечения за трудящимися действительной свободы совести церковь отделяется от государства и школа 1Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв.
ред.
М.В.Ильичев.
М., БЕК, 1999.
С.34.
2См.: Декреты Советской власти.
М.,1957.
T.4.C.282.
3Розенбаум Ю.А.
Советское государство и церковь.
М., 1985.
С.42.
47

[Back]