Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 48]

подчеркивалось, что необходимо тщательно избегать всего, что давало бы повод какой-нибудь национальности думать, что партия и государство преследуют людей за веру1 .
В то же время религия настолько считалась личным делом гражданина, что все возможные публичные способы приобщения к ней запрещались.
В частности, в связи с отделением церкви от школы, нельзя было вести обучение религиозным вероучениям не только во всех государственных и общественных, но и в тех частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы.
Граждане могли учить и учиться религии частным образом, не запрещался церковный брак, однако наряду с обязательным гражданским браком.
20-е годы XX столетия в России были отмечены широким распространением сектантских организаций.
Поэтому в 1923 г.
на XII Съезде РКП (б) был обсужден вопрос «О постановке антирелигиозной агитации и
пропаганды», в котором указывалось, что рост сект идейно связан с элементами европейской и американской буржуазии» .
Первым государственным органом, непосредственно занимающимся практическим претворением в жизнь Декрета и контролем за деятельностью религиозных организаций являлся Народный комиссариат юстиции и внутренних дел, который в течение короткого периода издал несколько сборников документов, циркуляров
по вопросам законодательства о свободе совести3.
В дальнейшем местные органы, отвечающие за претворение в жизнь требований Декрета по отделению церкви от государства, были переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел
(далее НКВД) РСФСР.
Руководство деятельностью местных органов НКВД по вопросам свободы совести возлагалось на Административный отдел НКВД.
Следя за правильным исполнением законодательства о свободе совести, Административный отдел принимал участие в разработке инструкций,
изъяснений и циркуляров, конкретизирующих и дополняющих Декрет.
Административные отделы
48 1КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.
• М., 1970.
T.2.
-С.279 2КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.
■М., 1954.
T .I.
-С.744.
1См.: Одинцов, М.И.
Государство и церковь (История взаимоотношений.
1917-1938 гг.) М., 1991.
С.
12.
[стр. 50]

совести в советской России ложится и на христиан: «значительная часть иерархов и церковных людей оказалась не готовой к радикальным переменам и отнеслась к ним с открытой или молчаливой враждебностью»1.
Между тем нельзя не отметить и то, что в документах первых лет советской власти имелись новеллы, призывающие считаться с тем, что подавляющая часть населения была верующей.
В этом смысле представляют интерес партийные документы, в которых обращалось особое внимание на то, что атеистическая пропаганда должна строиться на неукоснительном соблюдении принципов свободы совести.
Так в постановлении ЦК РКП (б) 1921 г.
«По вопросу о нарушениях п.
13 Программы РКП (б) и о постановке антирелигиозной пропаганды» указывалось, что атеистическая пропаганда должна избегать узкого направления агитации против представителей одного какого-либо культа и должна быть направлена не против отдельных религиозных организаций, а против религиозного мировоззрения.
При этом особо подчеркивалось, что необходимо тщательно избегать всего, что давало бы повод какой-нибудь национальности думать, что партия и государство преследуют людей за веру2.
Но вместе с тем религия настолько считалась личным делом гражданина, что все возможные публичные способы приобщения к ней запрещались.
В частности, в связи с отделением церкви от школы, нельзя было вести обучение религиозным вероучениям не только во всех государственных и общественных, но и в тех частных учебных заведениях, где преподавались общеобразовательные предметы.
Граждане могли учить и учиться религии частным образом, не запрещался церковный брак, однако, наряду с обязательным гражданским браком.
20-е годы XX столетия в России были отмечены широким распространением сектантских организаций.
Поэтому в 1923 г.
на XII Съезде РКП (б) был обсужден вопрос «О постановке антирелигиозной агитации и
1А.
Мень.
Религия, культ личности и секулярное государство.
На пути к свободе совести.
М., 1988.
С.
104.
2См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК.
М., 1970.
T.2.
С.279.


[стр.,51]

пропаганды», в котором указывалось, что рост сект идейно связан с «элементами европейской и американской буржуазии»1.
Практическое осуществление законодательно закрепленных положений свободы совести затруднялось, как показывают результаты исследования, отсутствием подготовленных работников, призванных заниматься правовыми проблемами церкви, неясностью некоторых норм Декрета, отсутствием должной практики.
Не случайно, что в этих условиях первым государственным органом, непосредственно занимающимся практическим претворением в жизнь Декрета и контролем за деятельностью религиозных организаций являлся Народный Комиссариат Юстиции и Внутренних дел, который в течение короткого периода издал несколько сборников документов, циркуляров, отчетов по вопросам законодательства о свободе совести2.
В дальнейшем местные органы, отвечающие за претворение в жизнь требований Декрета по отделению церкви от государства, были переданы в ведение Народного комиссариата внутренних дел
(НКВД) РСФСР.
Общее руководство деятельностью местных органов НКВД по вопросам свободы совести возлагалось на Административный отдел НКВД.
Следя за правильным исполнением законодательства о свободе совести, Административный отдел принимал участие в разработке инструкций,
разъяснений и циркуляров, конкретизирующих и дополняющих Декрет.
Административные отделы
окружных исполнительных комитетов, являясь местными органами НКВД РСФСР, в числе своих основных задач считали проведение в жизнь распоряжений центральных органов власти и окружных исполнительных комитетов по отделению церкви от государства и школы от церкви.
Они давали заключения по уставам религиозных обществ, подлежащих регистрации, проверяли культовое имущество, наблюдали за исполнением участниками религиозных обществ условий договора на пользование 1См.: КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов.
М., 1954.
Ч.
1.
С.744.
2М.И.
Одиниов.
Государство и церковь (История взаимоотношений.
1917-1938 гг.) М., 1991.
С.
12.

[Back]