различного уровня, регулирующих взаимоотношения церкви и государства, порядок деятельности религиозных организаций. Церковь в России была отделена ог государства лишь формально и давалась в зависимости от государственных органов, которые регламентировали не только внешнюю деятельность церковных организаций, но и их внутреннюю жизнь, что само по себе противоречило Декрету. Решением ВЦИК и СНК РСФСР 8.04.1929 г. было принято постановление «О религиозных объединениях»1 , которое было направлено на единое понимание статей Декрета и Конституции 1918 г. Это постановление разрешало религиозным общинам «отправление культов» лишь в стенах молитвенных домов; просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток2. Частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 г., теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей. XIV Всероссийский съезд Советов изменил статью 4 Конституции, в новой редакции говорилось «о свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды». НКВД в инструктивном циркуляре председателям исполкомов всех ступеней строго предписывал уделить серьезное внимание надзору за деятельностью религиозных объединений, зачастую сращивающихся с контрреволюционными элементами и использующих в этих целях свое влияние на известные прослойки трудящихся». Правотворческая деятельность большинства союзных республик, в том числе и РСФСР, касающаяся вопросов свободы совести, в основном прекращается с 1932 года. Как отмечает Ю.А. Розенбаум: «в этот период большинством вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, стала заниматься образованная при Президиуме ЦИК СССР 50 1СУ РСФСР, Ха 35, от 18.05.1929. 2См.: Цыпин, В. Церковь и ее взаимоотношения с государством. М., 1999. С.35. |
В законодательном регулировании вопросов свободы совести в 20-х годах наметился отход от в целом демократических положений Декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви от 23 января 1918 г. Все чаще в проводимых государственными органами разъяснениях и дополнениях встречались нормы, носящие противоречивый характер. Подобные тенденции имели место и в союзных республиках, в которых были приняты аналогичные Декрету РСФСР нормативные акты. Например, на Украине в январе 1919 г. был принят одноименный Декрет, а в инструкции НКЮ УССР от 10 ноября 1929 г. предписывалось: «Церковные помещения в зданиях мест лишения свободы должны быть очищены от предметов религиозного культа и приспособлены под просветительные учреждения для заключенных» и здесь же «названные мероприятия ни в малейшей степени не могут стеснять возможности удовлетворения религиозных нужд сторонников религии из заключенных»1. В целом же государственными органами Российской Федерации в законодательном плане была проделана значительная работа по проведению в жизнь Декрета. В период с 1918 по 1926 гг. было принято большое количество нормативных актов различного уровня, регулирующих взаимоотношения церкви и государства, порядок деятельности религиозных организаций. Однако качественная сторона государственно-церковных отношений оставляла желать лучшего. Церковь в России была отделена от государства лишь формально и оставалась в зависимости от государственных органов, которые регламентировали не только внешнюю деятельность церковных организаций, но и их внутреннюю жизнь, что само по себе противоречило Декрету. Решением ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г. было принято постановление «О религиозных объединениях», которое было направлено на устранение разнотолков в понимании статей Декрета и Конституции 1918 г.2 1Узаконения и распоряжения Рабоче-Крестьянского правительства Украины за 1919г. Харьков, 1923С.40. 2См.: СУ РСФСР. 1929. Ст.353. 53 Это постановление разрешало религиозным общинам «отправление культов» лишь в стенах молитвенных домов; просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток. Частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 г., теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей. XIV Всероссийский Съезд Советов изменил статью 4 Конституции, в новой редакции говорилось «о свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды». НКВД в инструктивном циркуляре председателям исполкомов всех ступеней строго предписывал уделить серьезное внимание надзору за деятельностью религиозных объединений, «зачастую сращивающихся с контрреволюционными элементами и использующих в этих целях свое влияние на известные прослойки трудящихся»1. С 1932 года правотворческая деятельность большинства союзных республик, в том числе и РСФСР, касающаяся вопросов свободы совести в основном прекращается. Как отмечает Ю. А. Розенбаум: «в этот период большинством вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, стала заниматься образованная при Президиуме ЦИК СССР Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов (1934 г.)» . Но изза того, что положение о комиссии так и не было утверждено, ее указания носили характер рекомендацийИ даже такой важный вопрос о праве окончательного решения о закрытии культовых зданий продолжал решаться партийными республиканскими органами. К концу 30-х годов ситуация в «религиозном» вопросе становится критической, число действующих культовых зданий по СССР составило всего 28,5% от их дореволюционного количества3. 1В. Цыпин. Церковь и ее взаимоотношения с государством. М., 1999. С.35. 2Ю.А. Розенбаум. Советское государство и церковь. М., 1985. С.48. 3См.: М. Одинцов. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. №7. С.56. 54 |