Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов (1934 г.)»1 . Но изза того, что положение о комиссии так и не было утверждено, ее указания носили характер рекомендаций. И даже такой важный вопрос о праве окончательного решения о закрытии культовых зданий продолжал решаться партийными республиканскими органами. К концу 30-х годов ситуация в «религиозном» вопросе становится критической, число действующих культовых зданий по СССР составило всего 28,5% от их дореволюционного количества2. На VII Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов 5 декабря 1936 г. было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культов». В статье 124 новой Конституции записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа отделена от церкви». Но Конституция уже не допускала свободы религиозной пропаганды, а декларировала только свободу «отправления религиозных культов». Конституция провозглашала: «свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»3. Сталинская Конституция развеяла надежды на перемены. 1939 год стал годом кровавого террора. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных мировоззрений, принадлежавшие к различным слоям общества. Особенно смело пострадало православное духовенство. В антирелигиозной литературе последних лет появляются многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих4. Обращает на себя внимание высказывание И.В.Сталина о значении антирелигиозной пропаганды как средства, которое должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства»5. 1См.: Розенбаум, Ю.А. Советское государство н церковь. М., 1985. С.48. 2См.: Одинцов, М.И. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. №7. ■С.56. 3См.: О религии н церкви. М., 1977. С.! 17. 4См.: Кандидов, Б. Церковь и шпионаж. М., 1938. 3См.: Сталин, И В. Вопросы ленинизма. М., I939.-C.I93. 51 |
Это постановление разрешало религиозным общинам «отправление культов» лишь в стенах молитвенных домов; просветительская и благотворительная деятельность категорически воспрещалась. Духовенство устранялось от участия в хозяйственных и финансовых делах так называемых двадцаток. Частное обучение религии, дозволенное Декретом 1918 г., теперь могло существовать лишь как право родителей обучать религии своих детей. XIV Всероссийский Съезд Советов изменил статью 4 Конституции, в новой редакции говорилось «о свободе религиозного исповедания и антирелигиозной пропаганды». НКВД в инструктивном циркуляре председателям исполкомов всех ступеней строго предписывал уделить серьезное внимание надзору за деятельностью религиозных объединений, «зачастую сращивающихся с контрреволюционными элементами и использующих в этих целях свое влияние на известные прослойки трудящихся»1. С 1932 года правотворческая деятельность большинства союзных республик, в том числе и РСФСР, касающаяся вопросов свободы совести в основном прекращается. Как отмечает Ю. А. Розенбаум: «в этот период большинством вопросов, связанных с деятельностью религиозных организаций, стала заниматься образованная при Президиуме ЦИК СССР Постоянная комиссия по рассмотрению культовых вопросов (1934 г.)» . Но изза того, что положение о комиссии так и не было утверждено, ее указания носили характер рекомендацийИ даже такой важный вопрос о праве окончательного решения о закрытии культовых зданий продолжал решаться партийными республиканскими органами. К концу 30-х годов ситуация в «религиозном» вопросе становится критической, число действующих культовых зданий по СССР составило всего 28,5% от их дореволюционного количества3. 1В. Цыпин. Церковь и ее взаимоотношения с государством. М., 1999. С.35. 2Ю.А. Розенбаум. Советское государство и церковь. М., 1985. С.48. 3См.: М. Одинцов. Хождение по мукам // Наука и религия. 1990. №7. С.56. 54 5 декабря 1936 г. на Восьмом Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культов». В статье 124 новой Конституции записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства, и школа отделена от церкви». Но Конституция уже не допускала свободы религиозной пропаганды, а декларировала только свободу «отправления религиозных культов». Конституция провозглашала: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»1. 1937год развеял надежды на перемены, которые сулила сталинская Конституция. Этот год стал годом кровавого террора. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных мировоззрений, принадлежавшие к различным слоям общества. Особенно тяжело пострадало православное духовенство. В антирелигиозной литературе тех лет появляются многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих2. Обращает на себя внимание высказывание И. В. Сталина о значении антирелигиозной пропаганды, как средства, которое «должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства»3. Разумеется, такая политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с научной атеистической пропагандой. Великая Отечественная война пробудила высокие патриотические чувства советских людей, в том числе и верующих. С первых дней войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту родины, организовать сбор средств в фонд обороны страны. Правительство предприняло ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Но коренной поворот в деле 1 О религии и церкви. М., 1977. С. 117. 2См.: Б. Кандидов. Церковь и шпионаж. М., 1938. }И.В. Сталин. Вопросы ленинизма. М., 1939С .193. 55 |