Разумеется, такая политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с научной атеистической пропагандой. Великая Отечественная война пробудила высокие патриотические чувства советских людей, в том числе и верующих. С первых дней войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту родины, организовать сбор средств в фонд обороны страны. Правительство предприняло ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Но коренной поворот в деле нормализации государственно-церковных отношений наступил лишь в 1943 году, после известной встречи И.В.Сталина с руководством РПЦ1 . Принятые на ней решения стали быстро претворяться в жизнь. 8.09.1943 г. на Архиерейском соборе был избран Патриарх Московский и Всея Руси. Постановлениями СНК СССР от 14.09.1943 г. предусматривалось создание соответственно Совета по делам РПЦ и Совета по делам религиозных культов, открытие православного богословского института, богословско-пасторских функций и возобновление функционирования церквей. Упорядочивание государственно-церковных отношений распространялось и на другие религиозные организации, действующие в стране . Особым правительственным актом в 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, иметь специальные духовные школы, готовящие кадры священнослужителей, мастерские для изготовления в необходимом количестве предметов культа, издавать религиозную литературу; Библию, Коран, молитвенники, журналы, церковные календари и т.п.3 Частичная нормализация церковно-государственных отношений в 1943 1944 гг. почти не отразилась в законодательных актах, 52 1 См.: Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945гг.) /Отечественные архивы.1995.№3. С.43. 1См.: Основы религиоведения. IПод ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. С.464. 3См.: Куроедов, В.А. Религия и церковь в советском государстве. М., 1984. С.92. |
5 декабря 1936 г. на Восьмом Чрезвычайном Всесоюзном съезде Советов было объявлено о принятии новой Конституции СССР. В отличие от прежних в ней впервые провозглашалось равноправие всех граждан, в том числе и «служителей культов». В статье 124 новой Конституции записано, что «в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства, и школа отделена от церкви». Но Конституция уже не допускала свободы религиозной пропаганды, а декларировала только свободу «отправления религиозных культов». Конституция провозглашала: «Свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами»1. 1937год развеял надежды на перемены, которые сулила сталинская Конституция. Этот год стал годом кровавого террора. Жертвами репрессий стали миллионы людей разных мировоззрений, принадлежавшие к различным слоям общества. Особенно тяжело пострадало православное духовенство. В антирелигиозной литературе тех лет появляются многочисленные публикации, призванные убедить население страны в необходимости репрессивных акций в отношении духовенства и верующих2. Обращает на себя внимание высказывание И. В. Сталина о значении антирелигиозной пропаганды, как средства, которое «должно довести до конца дело ликвидации реакционного духовенства»3. Разумеется, такая политика не имела ничего общего ни со свободой совести, ни с научной атеистической пропагандой. Великая Отечественная война пробудила высокие патриотические чувства советских людей, в том числе и верующих. С первых дней войны многие главы церквей выступили с осуждением варварского нападения фашистов на нашу страну, с призывом встать на защиту родины, организовать сбор средств в фонд обороны страны. Правительство предприняло ряд мер по расширению прав религиозных организаций. Но коренной поворот в деле 1 О религии и церкви. М., 1977. С. 117. 2См.: Б. Кандидов. Церковь и шпионаж. М., 1938. }И.В. Сталин. Вопросы ленинизма. М., 1939С .193. 55 нормализации государственно-церковных отношений наступил лишь в 1943 году, после известной встречи И.В.Сталина с руководством Русской православной Церкви1. Принятые на ней решения стали быстро претворяться в жизнь. Так 8 сентября 1943 г. на Архиерейском соборе был избран Патриарх Московской и Всея Руси. Постановлениями СНК СССР от 14 сентября 1943 г. и от 19 мая 1944 г. предусматривалось создание соответственно Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов, открытие православного богословского института, богословско-пасторских функций и возобновление функционирования церквей. Упорядочивание государственно-церковных отношений распространялось и на другие религиозные организации, действующие в стране . Особым правительственным актом в 1944 г. религиозным организациям было предоставлено право с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, иметь специальные духовные школы, готовящие кадры священнослужителей, мастерские для изготовления в необходимом количестве предметов культа, издавать религиозную литературу: Библию, Коран, молитвенники, журналы, церковные календари и т.п.3 Частичная нормализация церковно-государственных отношений в 1943 1944 гг. почти не отразилась в законодательных актах, которым в ту пору важного значения не придавали. Церковь получила относительно терпимые условия своего существования через административные распоряжения властей. В дальнейшем это проявилось в том, что в 1945 г. Совнарком СССР принял секретное постановление, в котором предоставил исполнительным органам религиозных организаций права ограниченного юридического лица. Они касались «приобретения транспортных средств, аренды и покупки в 'См.: Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945г.г.) /Отечественные архивы. 1995. №3. С.43. 2См.: Основы религиоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1998. С.464. 3См.: В.А. Куроедов. Религия и церковь в советском государстве. М., 1984. С.92. 56 |