Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 53]

которым в ту пору важного значения не придавали.
Церковь получила относительно терпимые условия своего существования через административные распоряжения властей.
В
1945 г.
Совнарком СССР принял секретное постановление, в котором предоставил исполнительным органам религиозных организаций права ограниченного юридического лица.
Они касались «приобретения транспортных средств, аренды и покупки в
собственность строений для своих нужд, производства, церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих»1 .
Характеризуя практическую значимость для церкви данного постановления, иеромонах Иннокентий (С.Н.Павлов) отмечает, что «оживление церковной жизни в период Великой Отечественной войны и в последующие годы дало определенное восстановление институциональной религиозности в православной среде, и вместе с тем обеспечило некоторую стабилизацию религиозной ситуации в стране»2.
Но «потепление» отношений между государством и церковью продолжалось недолго.
С 1950 по 1964 гг.
началась очередная
кампания снятия с регистрации религиозных объединений и закрытия молитвенных домов.
В указанный период в среднем ежегодно в СССР закрывалось до 420 православных церквей, с 1965 по 1974 гг.
по 48, с 1975 по 1987 гг.
по 22 церкви3.
Положение представителей других религиозных конфессий было еще хуже, например, на основе постановления Совета Министров СССР от 13 марта 1951 г.
члены религиозной организации Свидетели Иеговы и их семьи, как члены «нелегальной антисоветской секты», были
депортированы с территории Украины, Белоруссии в северные районы Сибири, их дома и имущество были конфискованы.
И, как свидетельствуют архивные уголовные дела, в 50-е годы войсковыми трибуналами были осуждены на длительные сроки лишения свободы (от 10 до 25 лет) более трех тысяч членов
53 1См.: Куроедов, В.А.
Религия и церковь в советском государстве.
М., 1984.
С.

103.
2 См.: Павлов, С.Н.
О современном состоянии русской православной
церквиУ/Социологические исследования.
1987.-С.41.
5См.: Еленскнй, К.
Государственно-церковные отношения в Украине (1917-1990).
Киев, 1991.
С.32.
[стр. 56]

нормализации государственно-церковных отношений наступил лишь в 1943 году, после известной встречи И.В.Сталина с руководством Русской православной Церкви1.
Принятые на ней решения стали быстро претворяться в жизнь.
Так 8 сентября 1943 г.
на Архиерейском соборе был избран Патриарх Московской и Всея Руси.
Постановлениями СНК СССР от 14 сентября 1943 г.
и от 19 мая 1944 г.
предусматривалось создание соответственно Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов, открытие православного богословского института, богословско-пасторских функций и возобновление функционирования церквей.
Упорядочивание государственно-церковных отношений распространялось и на другие религиозные организации, действующие в стране .
Особым правительственным актом в 1944 г.
религиозным организациям было предоставлено право с разрешения государственных органов строить, арендовать или покупать необходимые для их нужд помещения, приобретать транспортные средства, иметь специальные духовные школы, готовящие кадры священнослужителей, мастерские для изготовления в необходимом количестве предметов культа, издавать религиозную литературу: Библию, Коран, молитвенники, журналы, церковные календари и т.п.3 Частичная нормализация церковно-государственных отношений в 1943 1944 гг.
почти не отразилась в законодательных актах, которым в ту пору важного значения не придавали.
Церковь получила относительно терпимые условия своего существования через административные распоряжения властей.
В
дальнейшем это проявилось в том, что в 1945 г.
Совнарком СССР принял секретное постановление, в котором предоставил исполнительным органам религиозных организаций права ограниченного юридического лица.
Они касались «приобретения транспортных средств, аренды и покупки в
'См.: Религиозные организации в СССР в годы Великой Отечественной войны (1943-1945г.г.) /Отечественные архивы.
1995.
№3.
С.43.
2См.: Основы религиоведения / Под ред.
И.Н.
Яблокова.
М.: Высшая школа, 1998.
С.464.
3См.: В.А.
Куроедов.
Религия и церковь в советском государстве.
М., 1984.
С.92.

56

[стр.,57]

собственность строений для своих нужд, производства, церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих»1.
Характеризуя практическую значимость для церкви данного постановления, иеромонах Иннокентий (С.
Н.
Павлов) отмечает, что «оживление церковной жизни в период Великой Отечественной войны и в последующие годы дало определенное восстановление институциональной религиозности в православной среде, и вместе с тем обеспечило некоторую стабилизацию религиозной ситуации в стране»2.
Но «потепление» отношений между государством и церковью продолжалось недолго.
С 1950 по 1964 гг.
началась очередная
компания снятия с регистрации религиозных объединений и закрытия молитвенных домов.
В указанный период в среднем ежегодно в СССР закрывалось до 420 православных церквей, с 1965 по 1974 гг.
по 48, с 1975 по 1987 гг.
по 22 церкви3.
Положение представителей других религиозных конфессий было еще хуже, например, на основе постановления Совета Министров СССР от 13 марта 1951 г.
члены религиозной организации Свидетели Иеговы и их семьи, как члены «нелегальной антисоветской секты» были
департированы с территории Украины, Белоруссии в северные районы Сибири, их дома и имущество были конфискованы.
И как свидетельствуют архивные уголовные дела, в 50-е годы войсковыми трибуналами были осуждены на длительные сроки лишения свободы (от 10 до 25 лет) более трех тысяч членов
вышеназванной конфессии4.
В этот же период развернулась беспрецедентная борьба с представителями иудейских религиозных общин, под предлогом «систематических нарушений законодательства о религиозных культах» закрывались синагоги во многих городах СССР.
Трудно полностью оценить и масштабы антиисламского террора.
Так, одним из трагических примеров является насильственная депортация и атеизация крымских татар, 1Там же.
С.103.
2 С.Н.Павлов.
О современном состоянии русской православной
иеркви.//Социологические исследования.
1987.
№4.
С.41.
3См.: В.
Еленский.
Государственно-церковные отношения в Украине (1917-1990).
Киев, 1991.
С.32.

*Си.: История религии в Украине/ Пол ред.
А.М.Колодного, П-Л.Яроцкого.
Киев: Знание,1999.
C.4I0.
57

[Back]