Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 54]

вышеназванной конфессии1 .
В этот же период развернулась беспрецедентная борьба с представителями иудейских религиозных общин под предлогом «систематических нарушений законодательства о религиозных культах» закрывались синагоги во многих городах СССР.
Трудно полностью оценить и масштабы антиисламского террора.
Так, одним из трагических примеров является насильственная депортация и атеизация крымских татар,
которых репрессировали как агентов «враждебных религиозных организаций»2.
Возобновление гонений на церковь на политическом уровне было связано с принятием ЦК КПСС в 1958 году секретного постановления «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей3.
Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.
К 1961 г.
количество религиозных организаций сократилось с 20459 в 1948 г.
до 16050, а к 1971 г.
до
117494.
Следующим шагом гонений на церковь стало принятие правительством двух постановлений Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г.
«О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и
монастырей»5.
С периодичностью в один-два года принимались постановления, которые становились отправными пунктами, своеобразными санкциями в дальнейшем преследовании церкви, понуждали ответственных лиц к административным мерам.
Многие партийные документы открыто требовали от должностных лиц «сокращения числа верующих, изъятия культовых сооружений, закрытия и снятия с учета большего количества
54 См.: История религии в Украине.
/ Под ред.
А.М.Колодного, П.Л.Яроцкого.
Киев: Знание, 1999.

С.410.

См.: Там же.
С.
475.
См.: Еленский, К.
Государственно-церковные отношения в Украине (1917-1990).
Киев, 1991.
С.

539.

См.: История религиоведения.
/Пол ред.
И.
Н.
Яблокова 2-е изд.
М.: Высш.
шк., 1998.
С.464.
См.: Русская Православная Церковь и право: комментарий.
/Отв.
ред.М.В.Ильичев.
М., 1999.
С.36.
[стр. 57]

собственность строений для своих нужд, производства, церковной утвари, предметов религиозного культа и продажи их обществам верующих»1.
Характеризуя практическую значимость для церкви данного постановления, иеромонах Иннокентий (С.
Н.
Павлов) отмечает, что «оживление церковной жизни в период Великой Отечественной войны и в последующие годы дало определенное восстановление институциональной религиозности в православной среде, и вместе с тем обеспечило некоторую стабилизацию религиозной ситуации в стране»2.
Но «потепление» отношений между государством и церковью продолжалось недолго.
С 1950 по 1964 гг.
началась очередная компания снятия с регистрации религиозных объединений и закрытия молитвенных домов.
В указанный период в среднем ежегодно в СССР закрывалось до 420 православных церквей, с 1965 по 1974 гг.
по 48, с 1975 по 1987 гг.
по 22 церкви3.
Положение представителей других религиозных конфессий было еще хуже, например, на основе постановления Совета Министров СССР от 13 марта 1951 г.
члены религиозной организации Свидетели Иеговы и их семьи, как члены «нелегальной антисоветской секты» были департированы с территории Украины, Белоруссии в северные районы Сибири, их дома и имущество были конфискованы.
И как свидетельствуют архивные уголовные дела, в 50-е годы войсковыми трибуналами были осуждены на длительные сроки лишения свободы (от 10 до 25 лет) более трех тысяч членов вышеназванной конфессии4.
В этот же период развернулась беспрецедентная борьба с представителями иудейских религиозных общин, под предлогом «систематических нарушений законодательства о религиозных культах» закрывались синагоги во многих городах СССР.
Трудно полностью оценить и масштабы антиисламского террора.
Так, одним из трагических примеров является насильственная депортация и атеизация крымских татар,
1Там же.
С.103.
2 С.Н.Павлов.
О современном состоянии русской православной иеркви.//Социологические исследования.
1987.
№4.
С.41.
3См.: В.
Еленский.
Государственно-церковные отношения в Украине (1917-1990).
Киев, 1991.
С.32.

*Си.: История религии в Украине/ Пол ред.
А.М.Колодного, П-Л.Яроцкого.
Киев: Знание,1999.

C.4I0.
57

[стр.,58]

которых репрессировали как агентов «враждебных религиозных организаций»1.
На политическом уровне решение о возобновлении гонений на церковь было связано с принятием ЦК КПСС в 1958 году секретного постановления «О записке отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС по союзным республикам о недостатках научно-атеистической пропаганды», которое обязывало партийные, комсомольские и общественные организации развернуть пропагандистское наступление на религиозные пережитки советских людей2.
Государственным учреждениям предписывалось осуществить мероприятия административного характера, направленные на ужесточение условий существования религиозных общин.
К 1961 г.
количество религиозных организаций сократилось с 20459 в 1948 г.
до 16050, а к 1971 г.
до
117493.
Следующим шагом гонений на церковь стало принятие правительством двух постановлений Совета Министров СССР от 16 октября 1958 г.
«О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и
монастырей»4.
Надо отметить, что с периодичностью в один-два года принимались постановления, которые становились отправными пунктами, своеобразными санкциями в дальнейшем преследовании церкви, понуждали ответственных лиц к административным мерам.
Многие партийные документы открыто требовали от должностных лиц «сокращения числа верующих, изъятия культовых сооружений, закрытия и снятия с учета большего количества
религиозных организаций»5.
Деятельность религиозных организаций подавалась с политической окраской.
Так, в январе 1960 г.
ЦК КПСС приняло постановление «О способах ликвидации нарушений духовенством советского законодательства о культах».
В течение года такие постановления были приняты и во всех союзных республиках.
Для их 1См.: История религии в Украине/ Под ред.
А.М.Колодного, ПЛ.Яроцкого.
Киев: Знание,1999.
С.

475.
2См.: В.
Еленский.
Государственно-церковные отношения в Украине (1917-1990).
Киев, 1991.
С.
539.

3Основы религиоведения./ Подред.И.Н.Яблокова.2-е изд.
М.: Высш.шк., 1998.
С.464.
1См.: Русская Православная Церковь и право: комментарий.
/ Отв.
ред.М.В.Ильичев.
М., 1999.
С.36.

5 История религий в Украине / Под ред.
А.М.Колодного, П.Л.Яроикого.
Киев, Знание, 1999.
С.539.
58

[Back]