Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 57]

ровной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке».
Однако дополнения, внесенные Указом, еще более сужали
круг, дозволенный законом церковной деятельности: «Религиозное общество имеет право производить складчины и собирать добровольные пожертвования только на цели, связанные с содержанием молитвенного здания, культового имущества, наймом служителей культа и содержанием исполнительных органов.
Религиозные шествия, совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускается с особого каждый раз разрешения исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся».
В
1975-1977 гт.
в целях единообразия законодательства о религиозных культах в
союзных республиках принимаются акты «О религиозных объединениях», которыми упрощалась процедура их регистрации.
Но тем не менее нельзя не признать, что многие законодательные статьи оставались лишь декларациями.

Позже полностью подтвердилось то, что в отношении к пропаганде, связанной с религией, государство исходило из приоритета антирелигиозной пропаганды.
Например, в статье 52 Конституции СССР 1977 г.
говорилось: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду»1 .
Здесь уже нет никакой речи
0 возможности религиозной пропаганды, сказано только об отправлении культов.
А тем же, кто не исповедует
религию, дается право вести антирелигиозную пропаганду.
И хотя речь идет о праве граждан, не стоит заблуждаться на этот счет: отражена государственная концепция отношения к
жизни.
Не имеет принципиального значения и то, что в государственных органах отсутствовали структурные подразделения антирелигиозной пропаганды как известно, данную функцию взяли на себя идеологические
1 Конституция СССР 1977 г.
Принята Верховным Советом СССР 07.10.1977 гМАрхив автора.
57
[стр. 60]

безопасности и сотрудничеству в Европе (1 августа 1975 г.), под которым была подпись главы нашего государства.
В «Декларации принципов» в разделе VII, названным «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений», содержалось обязательство участников этого соглашения «уважать права человека и основные свободы».
Это наложило отпечаток на государственно-церковные отношения в нашей стране.
Существование и деятельность религиозных организаций начинает рассматриваться как необходимое условие обеспечения свободы вероисповедания, а оно, в свою очередь, как одно из составляющих комплекса «прав человека»1.
Но все же государственная политика по отношению к церкви оставалась в основных своих чертах неизменной: жесткий тотальный контроль за всеми проявлениями церковной жизни, противодействие попыткам расширить сферу дозволенного для церкви, но без массовых репрессий против духовенства или верующих граждан, без массового закрытия церквей и без шумных пропагандистских атеистических компаний.
В 1975 г.
принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений в Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 г.
«О религиозных объединениях», расширявший возможности религиозных организаций в удовлетворении религиозных потребностей верующих, отчасти Л освобождавший их от мелочной опеки .
Указом отменялась следующая формулировка: «Религиозные объединения и группы верующих не пользуются правом юридического лица».
В го же время в нем не декларировалось и наделение религиозных объединений таким правом.
Вместо этого в Указе говорилось о том, что «религиозные общества имеют право приобретения церковной утвари, предметов религиозного культа, транспортных средств, аренды, строительства и покупки строений для своих нужд в установленном законом порядке».
Однако дополнения, внесенные Указом, еще более сужали
1См.-.
Русская Православная церковь и право/ Отв.
ред М.
В.
Ильичев.
М.: БЕК, 1999.
С.Зб.
2Ведомости ВС РСФСР.
1975.
№27.С.572.


[стр.,61]

круг дозволенный законом церковной деятельности: «Религиозное общество имеет право производить складчины и собирать добровольные пожертвования только на цели, связанные с содержанием молитвенного здания, культового имущества, наймом служителей культа и содержанием исполнительных органов.
Религиозные шествия, совершение религиозных обрядов и церемоний под открытым небом, а также в квартирах и домах верующих допускается с особого каждый раз разрешения исполнительного комитета районного, городского Совета депутатов трудящихся».
В
целях единообразия законодательства о религиозных культах в
19751977 гг.
в союзных республиках принимаются акты «О религиозных объединениях», которыми упрощалась процедура их регистрации.
Но тем не менее, нельзя не признать, что многие законодательные статьи оставались лишь декларациями.

Впоследствии полностью подтвердилось то, что в отношении к пропаганде, связанной с религией, государство исходило из приоритета антирелигиозной пропаганды.
Например, в статье 52 Конституции СССР 1977 г.
говорилось: «Гражданам СССР гарантируется свобода совести, то есть право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести антирелигиозную пропаганду»1.
Здесь уже нет никакой речи
о возможности религиозной пропаганды, сказано, только об отправлении культов.
А тем же, кто не исповедует
религии, дается право вести антирелигиозную пропаганду.
И хотя речь идет о праве граждан, не стоит заблуждаться на этот счет: отражена государственная концепция отношения к
религии.
Не имеет принципиального значения и то, что в государственных органах отсутствовали структурные подразделения антирелигиозной пропаганды как известно, данную функцию взяли на себя идеологические
отделы правящей Коммунистической партии.
К тому же в высших учебных заведениях гуманитарного профиля были курсы научного атеизма 1Конституция СССР.
М., 1977.
61

[Back]