Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 63]

На современном этапе к сфере законодательства о свободе совести и религиозных объединениях может быть отнесено примерно 50 федеральных законов, примерно такое количество подзаконных актов, около 30 законов субъектов Российской Федерации1 .
Подводя итоги, следует отметить, что периоды преобладания господствующей религии (как официального мировоззрения) над другими конфессиями и мировоззренческими подходами чередуются, с определенной закономерностью, с периодами веротерпимости и признанием права на другую мировоззренческую позицию.
Нами рассмотрены основные исторические периоды развития законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях.
В
основу их выделения нами положены не только особенности экономического и социального развития общества, но и такие критерии, как
отношение государства к религии и правовое положение граждан в зависимости от их отношения к религии.
Исходя из этого,
можно выделить семь периодов становления законодательства о свободе совести в России: Первый берет свое начало в средние века и длится вплоть до социалистической революции 1917 г.
Второй
охватывает 1917 1993 гг.
Третий демократических преобразований 1917 1929 гг.
Четвертый репрессивный 1929 1964 гг.
Пятый положительной реакции по отношению к церкви 1964 1985 гг.
Шестой сближения позиций государства и церкви в отношении места и роли религии в жизни общества —1985 1993 гг.
Седьмой период современного развития законодательства РФ о свободе совести и религиозных объединениях.
63 1 См.: Себенцев, А.Е.
Вопросы взаимодействия органов исполнительной власти с религиозными объединениями.
И Материалы Всероссийского совещания «О реализации концепции государственной национальной политики РФ ».-М ., Дом Правительства РФ, 18.04.2003.
С.
60.
[стр. 40]

40 §2.
Основные периоды развития законодательства о свободе совести и религиозных объединениях в России Для понимания сущности и особенностей правового обеспечения свободы совести, определения направлений его дальнейшего развития и совершенствования важно не только раскрыть содержание категории «свобода совести», но и рассмотреть периоды развития законодательства России по данному вопросу.
В истории допетровской России православная церковь пользовалась принципиальной независимостью от царя.
Так, Большим Московским Собором 1666-1667 гг.
было сформулировано: «Да будет признано заключение, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх в церковных, дабы таким образом сохранилась целой и непоколебимой вовек стройность церковного учреждения»1.
При Петре I сделан был шаг в сторону радикальной реформации I отношений между государством и церковью: создан специальный орган управления церковью Святейший синод, который представлял из себя, так называемую, коллегию из высшего духовенства.
Священники стали получать жалованье от государства и фактически превратились в государственных служащих.
Таким образом, церковь была лишена самостоятельности и превратилась в одно из учреждений государственного управления.
Будучи частью государственного аппарата, православная церковь пользовалась особыми привилегиями: владела недвижимым имуществом, получала субсидии от казны, осуществляла контроль за народным образованием.
Право на пропаганду своего вероучения, миссионерство и прозелитизм закреплялось в > законе только за православной церковью.
' Русская Православная Церковь и право: комментарий / Отв.
ред.
М.В.Ильичев.
М.: БЕК.
1999.
С.29.


[стр.,67]

зарубежных государств, Свои протесты прислали политические и религиозные деятели из 120 стран.
Президент Б.
Ельцин дважды отказывался подписать принятый Верховным Советом указанный Закон, ссылаясь на то, что он противоречит принятым международно-правовым актам о свободе совести, которые были подписаны Россией1.
В декабре 1993 г.
всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации.
Именно она провела правовой «водораздел» между Советской Россией и Российской Федерацией как «демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления».
Подводя итоги вышеизложенному, следует отметить, что периоды преобладания господствующей религии (как официального мировоззрения) над другими конфессиями и мировоззренческими подходами чередуются, с определенной закономерностью, с периодами веротерпимости и признанием права на другую мировоззренческую позицию.
Будет правильным, на наш взгляд, объяснить эту закономерность влиянием следующих факторов, сопровождающих историческое развитие России: 1.
Выход страны из политической и экономической изоляции всегда сопровождался очередным витком принятия в сферу государственных отношений других мировоззренческих позиций и, как правило, развитием принципов «свободы совести».
2.
Укрепление принципов унитарного государства, особенно в условиях внешней опасности, приводили к укреплению принципов господствующего мировоззрения и, следовательно, религиозной нетерпимости.
Таким образом, нами рассмотрены основные исторические периоды развития законодательства России о свободе совести и религиозных объединениях.
В основу их выделения нами положены не только особенности экономического и социального развития общества, но и такие критерии, как
1См.: М.И.
Одинцов.
Вероисповедные реформы в России (1985-1997г.г.)/Религия и право.
.№2.
1999 С.11.
67

[стр.,68]

отношение государства к религии и правовое положение граждан в зависимости от их отношения к религии.
Исходя из этого,
законодательство Российской Федерации в своем развитии прошло три периода.
Первый период берет свое начало в средние века и длится вплоть до социалистической революции 1917 г.
Второй
период охватывает 1917 1993 гг.
и подразделяется на следующие этапы: •этап демократических преобразований1917-1929 гг.; •этап репрессивный 1929-1964 гг.; •этап незначительной положительной реакции по отношению к церкви 1964-1985 гг.; •этап сближения позиций государства и церкви в отношении места и роли религии в жизни общества 1985-1993 гг.
И, наконец, третий это период современного развития законодательства Российской Федерации о свободе совести и религиозных объединениях, который мы подробно рассмотрим в следующем параграфе.
§3.
Механизм административно правового регулирования свободы совести в Российской Федерации Многообразие и сложность общественных отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на свободу совести, требует разностороннего правового регулирования.
Действующая Конституция РФ подтверждает, что Россия сделала значительный шаг вперед по пути внедрения в законодательство международных личных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на свободу совести.
При сравнении Конституции СССР 1977 г.
и Конституции РФ 1993 г.
видно, что объем и

[Back]