64 1.3. Государственно-правовое регулирование свободы совести в Российской Федерации на современном этапе Многообразие и сложность общественных отношений, связанных с реализацией гражданами РФ права на свободу совести, требует разностороннего правового регулирования. Действующая Конституция РФ подтверждает, что Россия сделала значительный шаг вперед по пути внедрения в законодательство международных личных прав и свобод человека гражданина, в том числе и права на свободу совести. При сравнении Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г. видно, что объем и содержание права на свободу совести существенно расширены1 . Так, если в статье 52 Конституции 1977 г. гражданам гарантировалось только право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду», то в статье 28 действующего Основного закона гарантировано право «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»2. Наиболее общим образом механизм правового регулирования свободы совести может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в данной сфере3. В этом смысле понятие механизма правового регулирования свободы совести производно от понятия правового регулирования общественных отношений в сфере охраны свободы совести. 1 Конституция СССР. 1977. Конституция СССР 1977 гола принята Верховным Советом СССР 07.10.1977 rJI Архив автора. 1Конституция РФ. 1993 // РГ. № 237.25.12.1993. 5 См.: Глушенко, П.П. Совершенствование механизма социально-правовой зашиты конституционных прав свобод, и интересов граждан * важное направление в возрождении России. Ученые записки юр. ф-та СПб ГУП. Выпуск I. СПб., 1998. С. 15-21. |
отношение государства к религии и правовое положение граждан в зависимости от их отношения к религии. Исходя из этого, законодательство Российской Федерации в своем развитии прошло три периода. Первый период берет свое начало в средние века и длится вплоть до социалистической революции 1917 г. Второй период охватывает 1917 1993 гг. и подразделяется на следующие этапы: •этап демократических преобразований1917-1929 гг.; •этап репрессивный 1929-1964 гг.; •этап незначительной положительной реакции по отношению к церкви 1964-1985 гг.; •этап сближения позиций государства и церкви в отношении места и роли религии в жизни общества 1985-1993 гг. И, наконец, третий это период современного развития законодательства Российской Федерации о свободе совести и религиозных объединениях, который мы подробно рассмотрим в следующем параграфе. §3. Механизм административно правового регулирования свободы совести в Российской Федерации Многообразие и сложность общественных отношений, связанных с реализацией гражданами Российской Федерации права на свободу совести, требует разностороннего правового регулирования. Действующая Конституция РФ подтверждает, что Россия сделала значительный шаг вперед по пути внедрения в законодательство международных личных прав и свобод человека и гражданина, в том числе и права на свободу совести. При сравнении Конституции СССР 1977 г. и Конституции РФ 1993 г. видно, что объем и содержание права на свободу совести существенно расширены1. Так, если в статье 52 Конституции 1977 г. гражданам гарантировалось только право «исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду», то в статье 28 действующего Основного закона гарантировано право «исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». С целью исследования состояния законодательного обеспечения свободы совести, и учитывая, что административно-правовое регулирование служит необходимым своеобразным продолжением конституционных норм, закрепляющих право на свободу совести, представляется необходимым проанализировать механизм правового регулирования свободы совести, посредством которого и осуществляется упорядочение вышеназванных отношений. Первичным элементом механизма правового регулирования свободы совести являются нормы права, закрепленные в актах законодательства. В юридической литературе достаточно аргументировано обосновывается, что законодательство, образующие его акты, являются целостной системой2. Такое терминологическое обозначение подходит и к законодательству о свободе совести и религиозных объединениях, которое хотя и охватывает целый ряд нормативных актов различной юридической силы, в то же время характеризуется единством их содержания. Важной чертой законодательства о свободе совести и религиозных объединениях является его системность, проявляющаяся в соподчиненности нормативных актов (верховенстве закона, преимущественной силе актов вышестоящих органов по сравнению с актами нижестоящих органов), в их согласованности, в 'См.: Конституция СССР. 1997. М.: Политиздат, 1978. Конституция РФ. 1993. М., 1993. ' См. : Н.П. Гирман. Советское законодательство о свободе совести. Киев, 1988. С.19. 69 Между тем институт свободы совести функционирует в различных отраслях права неодинаково. Причиной тому, на наш взгляд является как сложившаяся система общественных отношений в данной сфере, так и их специфичность. Анализ норм вышеуказанного института позволяет утверждать, что в законодательном регулировании общественных отношений в сфере свободы совести приоритет следует отдать все-таки нормам административного права, так как именно их совокупность более всего ориентирована на охрану данного конституционного права. Если обратиться к законодательству о религиозных культах советского периода, то и там административно-правовые нормы занимали наибольший объем, что объяснялось прежде всего урегулированностью деятельности религиозных организаций на уровне управления ими со стороны государства. В действующем законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях нормы административного законодательства продолжают играть ведущую роль, но, по нашему мнению, это объясняется не историческими традициями в правотворчестве, а тем, что именно административно-правовым нормам в большей степени присуща роль стабилизирующего и организующего начала в обеспечении реализации свободы совести, хотя мы не отрицаем значимости других отраслей права в данной сфере. Рассмотрение системы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях позволяет перейти к исследованию механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере охраны свободы совести. Наиболее общим образом механизм правового регулирования свободы совести может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в данной сфере1. В этом 1 См.: П.П. Глушенко. Совершенствование механизма социально-правовой зашиты конституционных прав, свобод н интересов граждан важное направление в возрождении России. Ученые записки юр. ф-та СПб ГУП. Вып.1. СПб., 1996. С.15-21. 73 |