Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 65]

В юридической литературе указывалось, что система норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на свободу совести, составляет самостоятельный правовой институт, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, отличающиеся качественным единством1 .
Правоотношения в области религиозных прав и свобод человека, деятельности религиозных объединений устанавливаются и регулируются не только специальным Федеральным законом от 26 сентября 1997 года №125-ФЗ (в ред.
от 25.07.2002) «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 (далее Федеральный закон или Закон).
Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях представляет собой многоуровневую совокупность правовых актов, связанных с реализацией человеком и гражданином права на свободу совести.
Понятие правового регулирования представляет собой методологическую категорию, с помощью которой обеспечивается властное правовое воздействие на общественные отношения.
Традиционно его изображают в трех основных
блоках3: 1) юридическая норма основа правового регулирования; 2 ) правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов-носителей прав и обязанностей; 3) акты реализации прав и обязанностей.
В
настоящее время исследователи проблем государственно-религиозных отношений систему законодательства о свободе совести представляют в следующем виде: 65 1 См.: Основы государства и права.
Правовые памятники, нормативные акты./ Под ред.
В.В.Комарова.
Харьков,
1997.-С.12.
2См.: Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст.
4465.
1См.: Алексеев, С.С.
Государство и право.
М.: Юрид.
лит.
1996.
• С.78.
[стр. 71]

акта акту вышестоящего органа при соблюдении принципа верховенства Конституции и законов.
В юридической литературе указывалось, что система норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на свободу совести, составляет самостоятельный правовой институт, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, отличающиеся качественным единством1.

В семидесятые годы существовала и точка зрения, что это институт конституционного права2.
Сегодня уже не вызывает сомнения, что институт, именуемый «законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях» является межотраслевым институтом права, так как различны приемы правового воздействия на участников отношений, связанные с реализацией права на свободу совести, в то время как отраслевой институт права всегда характеризуется однородным методом правового регулирования.
Мы разделяем позицию А.С.Ловинюкова, указывающего, что «теоретически ошибочно и практически бесплодно существование в научном обороте термина «законодательство о свободе совести»3.
Действительно, если ограничить сферу действия данного института законодательства только вопросами свободы совести, то деятельность религиозных объединений остается вне правового регулирования.
Это положение было воспринято законодателем и нашло отражение в названии базового законодательного акта Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»4.Основными российскими актами законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, входящими в этот межотраслевой институт права, являются: 1См.: Основы государства и права.
Правовые памятники, нормативные акты.У Под ред.
В.В.Комарова.
Харьков:
Основа, 1993.
С-12.
2См.: Ю.И.
Гирман.
В чем сущность свободы совести.
М., 1966.
С.66.
1А.С.
Ловинюков.
Административно-правовая охрана свободы совести.
Автореферат днсс...
док.
юр.наук.
М., 1994.
C.I6-17.
4См.: СЗ Российской Федерации.1997..№ 39.
Ст.
4465.
71

[стр.,74]

смысле понятие механизма правового регулирования свободы совести производив от понятия правового регулирования общественных отношений в сфере охраны свободы совести.
Как и понятие правового регулирования, оно, в рамках правоведения, представляет собой методологическую категорию, с помощью которой обеспечивается властное правовое воздействие на общественные отношения.
Традиционно его изображают в трех основных
блоках1: • юридическая норма —основа правового регулирования; • правовые отношения, субъективные права и юридические обязанности, переводящие правовую энергию юридических норм на уровень конкретных субъектов-носителей прав и обязанностей;акты реализации прав и обязанностей.
Вместе
с тем в ряде случаев в механизм правового регулирования включается и четвертое звено акты применения права, а также некоторые дополнительные элементы: индивидуальные акты, правоположения практики2.
С.
С.
Алексеев к механизму правового регулирования относит дозволение и запрет3.
Обязывание, с одной стороны, дозволения и запреты, с другой, выступают, с его точки зрения, проводниками двух функций права: обязывание динамической, запреты и дозволения -статической.
Применительно к нашему объекту исследования, в первом случае на гражданина, религиозную организацию возлагаются обязанности к активным действиям, а во втором к воздержанию от определенных действий.
Именно это и обусловливает специфику юридического инструментария.
Учитывая вышеизложенные теоретические аргументы, считаем, что механизм административно-правового регулирования общественных отношений в сфере свободы совести позволяет: 1См.: С.С.
Алексеев.
Государство и право.
М.: Юрид.
лит.
1996.
С.78.
2См.: С С.
Алексеев.
Теория права.
X..: Изд-воБЕК, 1994.
С.
150.
3См.: Там же.
С.151.
74

[Back]