Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 72]

общие принципы ответственности за посягательство на право свободы совести, определяются пределы его правомерного ограничения, предусматриваются особые гарантии данной свободы для отдельных категорий граждан (религиозных меньшинств, родителей, детей и т.д.).
Наиболее часто упоминаемым запрещенным деянием является нетерпимость и дискриминация на основе религии и убеждений.
Суть такого деяния Декларация ООН о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений определяет как «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на религии или убеждениях и имеющее целью или следствием уничтожение или умаление признания, пользования или осуществления на основе равенства прав человека и основных свобод» (ст.2)1 .
В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ч.2 ст.З) оговорена возможность ограничения права на свободу совести и вероисповедания в той мере, «в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны и безопасности государства»2.
Если цели и действия религиозных объединений противоречат закону, то их создание и деятельность запрещены (ч.4 ст.б)3.
В силу общности и универсальности международно-правовые акты не могут предусмотреть специфику государственно-конфессиональной ситуации отдельно взятой страны.
Коллизия, упомянутая Уполномоченным по правам человека, скорее всего, была вызвана политической необходимостью поставить заслон тоталитарному, деструктивному воздействию некоторых конфессий на умы россиян.
72 1 См.: СССР и международное сотрудничество в области прав человека.
-М., 1989.
С.
59; Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов.
*М., 1990.
С.
88.
2Российская газета.
1997.1 октября.
С.
3.
3См.: Там же.
С.
3.
[стр. 96]

препятствием для участия этой категории лиц в деятельности подобных образований, просто они не должны учитываться в числе минимального количества членов, необходимых для регистрации религиозной организации.
Право гражданина на свободу совести может быть ограничено Федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Мы присоединяемся к позиции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.
О.
Миронова, что вышеуказанное положение (п.2.ст.З Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях») противоречит п.2 ст.9 Европейской Конвенции «О защите прав человека и основных свобод»1, В этой статье зафиксировано, что свобода исповедовать свою религию подлежит лишь таким ограничениям, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественного спокойствия, охраны общественного порядка, здоровья и нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.
И это исчерпывающий список предусмотренных Конвенций законных ограничений права на свободу религии.
Никакого лимитирования свободы религии по соображениям «национальной безопасности» Конвенция не устанавливает.
Таким образом, к административно-правовым отношениям в области свободы совести, одной стороной которых наряду с государственными органами выступает гражданин (группа граждан), относят отношения, возникающие в связи с подачей заявления о регистрации устава религиозной организации.
Каких-либо специальных обязанностей указанных субъектов в области свободы совести, закрепленных административно-правовыми нормами, нет.
В этой сфере граждане несут общие обязанности.
'См.: О.О.
Миронов.
Федеральный закон “О свободе совести и о религиозных объединениях” и международноправовые обязательства Российской Федерации / Религия и право.
1999.
№2.
С.6.

[Back]