Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 82]

2003 г.
№ 681 ), нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов РФ и т.д.
Мы разделяем позицию А.С.Ловинюкова, указывающего, что «теоретически ошибочно и практически бесплодно существование в научном обороте термина «законодательство о свободе
совести»2.
Действительно, если ограничить сферу действия данного института законодательства только вопросами свободы совести, то деятельность религиозных объединений остается вне правового регулирования.
Это положение было воспринято законодателем и нашло отражение в названии базового законодательного акта
Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»3.
Основными российскими актами законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, входящими в этот правовой институт, являются: 1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.4; 2) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г.
«О свободе совести и о религиозных объединениях»5;
3) Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»6; 4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г.7; 5) Гражданский кодекс РФ (часть первая от 21 октября 1994, часть вторая от 26 января 1996 и часть третья)8; 6) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г.9; 7) Федеральный закон от 25 июля 2002 г.
«О противодействии экстремистской деятельности»10; 'Р Г , от 05.04.2003, № 65.
2 См.: Ловинюков, А.С.
Административно-правовая охрана свободы совести.
Автореферат
дисс...док.
юр.
наук.
М., С.16-17.
3СЗ РФ.
(далее СЗ РФ) 1997.
№ 39.
Ст.
4465.
4Конституция РФ.
1993 // РГ.
№ 237.25.12.1993 5СЗ РФ, 29.09.1997, № 39, ст.
4465.
1 5 СЗРФ, 15.01.1996,№3.
7СЗ РФ ,07.01.2002,№ 1 (ч.
1).Ст.
I.
®СЗ РФ: от 05.12.1994, № 32, ст.
3301; о т29.01.1996, Хз 5, ст.
410; от 03.12.2001, №49, ст.
4552.
9СЗ РФ, 17.06.1996, № 25, ст.
2954.
10СЗ РФ, 29.07.2002, № 30, ст.
3031.
82
[стр. 71]

акта акту вышестоящего органа при соблюдении принципа верховенства Конституции и законов.
В юридической литературе указывалось, что система норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на свободу совести, составляет самостоятельный правовой институт, поскольку представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения, отличающиеся качественным единством1.
В семидесятые годы существовала и точка зрения, что это институт конституционного права2.
Сегодня уже не вызывает сомнения, что институт, именуемый «законодательство о свободе совести и о религиозных объединениях» является межотраслевым институтом права, так как различны приемы правового воздействия на участников отношений, связанные с реализацией права на свободу совести, в то время как отраслевой институт права всегда характеризуется однородным методом правового регулирования.
Мы разделяем позицию А.С.Ловинюкова, указывающего, что «теоретически ошибочно и практически бесплодно существование в научном обороте термина «законодательство о свободе
совести»3.
Действительно, если ограничить сферу действия данного института законодательства только вопросами свободы совести, то деятельность религиозных объединений остается вне правового регулирования.
Это положение было воспринято законодателем и нашло отражение в названии базового законодательного акта
Закона РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях»4.Основными российскими актами законодательства о свободе совести и религиозных объединениях, входящими в этот межотраслевой институт права, являются: 1См.: Основы государства и права.
Правовые памятники, нормативные акты.У Под ред.
В.В.Комарова.
Харьков: Основа, 1993.
С-12.
2См.: Ю.И.
Гирман.
В чем сущность свободы совести.
М., 1966.
С.66.
1А.С.
Ловинюков.
Административно-правовая охрана свободы совести.
Автореферат
днсс...
док.
юр.наук.
М., 1994.
C.I6-17.
4См.: СЗ Российской Федерации.1997..№ 39.
Ст.
4465.
71

[стр.,73]

Между тем институт свободы совести функционирует в различных отраслях права неодинаково.
Причиной тому, на наш взгляд является как сложившаяся система общественных отношений в данной сфере, так и их специфичность.
Анализ норм вышеуказанного института позволяет утверждать, что в законодательном регулировании общественных отношений в сфере свободы совести приоритет следует отдать все-таки нормам административного права, так как именно их совокупность более всего ориентирована на охрану данного конституционного права.
Если обратиться к законодательству о религиозных культах советского периода, то и там административно-правовые нормы занимали наибольший объем, что объяснялось прежде всего урегулированностью деятельности религиозных организаций на уровне управления ими со стороны государства.
В действующем законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях нормы административного законодательства продолжают играть ведущую роль, но, по нашему мнению, это объясняется не историческими традициями в правотворчестве, а тем, что именно административно-правовым нормам в большей степени присуща роль стабилизирующего и организующего начала в обеспечении реализации свободы совести, хотя мы не отрицаем значимости других отраслей права в данной сфере.
Рассмотрение системы законодательства о свободе совести и религиозных объединениях позволяет перейти к исследованию механизма административно-правового регулирования общественных отношений в сфере охраны свободы совести.
Наиболее общим образом механизм правового регулирования свободы совести может быть определен как взятая в единстве система правовых средств, при помощи которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения в данной сфере1.
В этом 1 См.: П.П.
Глушенко.
Совершенствование механизма социально-правовой зашиты конституционных прав, свобод н интересов граждан важное направление в возрождении России.
Ученые записки юр.
ф-та СПб ГУП.
Вып.1.
СПб., 1996.
С.15-21.
73

[стр.,81]

В административно-правовом регулировании свободы совести используются: • административное нормотворчество это установление органами государственного управления подзаконных обязательных правил поведения, регулирующих осуществление гражданами права на свободу совести в сфере исполнительной власти1; • административное распорядительство, которое проявляется в решениях должностных лиц органов управления применительно к вопросам индивидуального характера, связанных с осуществлением гражданами права на свободу совести (например, выдача разрешения на проведение публичного богослужения).
Как и любое законодательство, законодательство о свободе совести и религиозных объединениях имеет свой предмет регулирования, то есть предметную однородность общественных отношений, регламентируемых нормами законодательства о свободе совести и религиозных объединениях.
Среди правоведов вопрос о вышеуказанном предмете регулирования не нашел однозначного решения.
Ряд авторов в качестве предмета регулирования выделяют отношения между государством и религиозными организациями2.
Другие, к предмету регулирования относят «отношения между верующими и неверующими гражданами, отношения между государственными органами, с одной стороны, и религиозными организациями, служителями культа, верующими гражданами с другой»3.
На наш взгляд, существует еще и такая группа отношений между государством, его органами и атеистами.
Особенно это проявилось после принятия Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», который лишил атеизм былого государственного протекционизма, благодаря чему 1 См.: Ю.П.Битяк, Зуй В.В..
Административное право (Общая часть).
Учебное пособие.
Харьков: Изд-во «Одиссей»,1999.
С.24.
2См.: Н.Н.
Позднев.
Ленинский декрет о свободе совести в СССР и советское законодательство о религиозных культах.
Краснодар, 1970.
С.9.
5Н.П.
Гаевая.
Советское законодательство о свободе совести.
Киев, 1988.
С.19.

[Back]