Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 96]

сфере свободы совести, поэтому вполне целесообразно детальное регламентирование в нормативных актах порядка государственной регистрации этих организаций.
В соответствии с законодательством РФ религиозные объединения могут осуществлять те виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.
Они могут создаваться в двух формах:
1) в форме религиозных организаций; 2) в форме религиозных групп.
В юриспруденции понятие религиозной организации сложилось недавно.
В большинстве определений, которые даются различными специалистами в области права, расхождения не столь значительны.
Как правило, выделяются
характерные одинаковые признаки, а именно: добровольность их формирования; удовлетворение потребностей верующих ибо содействие этому как обязательная цель создания.
Именно последнее и отличает религиозные организации от прочих общественных объединений.
Исходя из смысла
статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», под религиозной организацией понимается такое религиозное объединение, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
Религиозной организацией признается также «учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией ...
в том числе руководящий либо координирующий
орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования» (ч.б.
ст.8).
Следует отметить специфику такого вида религиозных организаций как учреждения, так как создаются они не путем объединения верующих, а по решению соответствующих руководящих органов.
Главная задача их создания не столько совместное вероисповедание, сколько распространение вероучения, расширение его материальной базы.
Полагаем, что законодатель условно приравнял религиозные учреждения к религиозным организациям, преследуя при этом цель единого правового регулирования.

96
[стр. 99]

А.
С.
Ловинюкова, с учетом традиций многих конфессий, первичные объединения верующих следует называть религиозными общинами.
Существуют также точки зрения, что вопросы регистрации религиозных организаций должны решаться единым Законом о государственной регистрации юридических лиц1.
Мы, однако, полагаем, что такой подход не соответствует пока современным потребностям правового регулирования в сфере свободы совести, поэтому вполне целесообразно детальное регламентирование в нормативных актах порядка государственной регистрации этих организаций.
По законодательству Российской Федерации религиозные объединения могут осуществлять те виды деятельности, которые соответствуют определенным вероучениям и предусмотрены уставом (положением) данного объединения.
Они могут создаваться в двух формах:
• в форме религиозных организаций; • в форме религиозных групп.
Понятие религиозной организации в юриспруденции сложилось совсем недавно.
В большинстве определений, которые даются различными специалистами в области права, расхождения не столь значительны.
Как правило, выделяются
одинаковые характерные признаки, а именно: добровольность их формирования; удовлетворение потребностей верующих либо содействие этому, как обязательная цель создания.
Именно последнее и отличает религиозные организации от прочих общественных объединений.
Исходя из смысла
ст.8 Закона Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях», под религиозной организацией понимается такое религиозное объединение, которое в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица.
Религиозной организацией признается также «учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией, ..
.в том числе руководящий либо координирующий
99

[стр.,100]

орган или учреждение, а также учреждение профессионального религиозного образования» (п.6.ст.8).
Следует отметить специфику такого вида религиозных организаций как учреждения, так как создаются они не путем объединения верующих, а по решению соответствующих руководящих органов.
Главная задача их создания не столько совместное вероисповедание, сколько распространение вероучения, расширение его материальной базы.
Полагаем, что законодатель условно приравнял религиозные учреждения к религиозным организациям, преследуя при этом цель единого правового регулирования.

В качестве критического замечания к законодательной трактовке хотелось бы отметить, что наличие руководящего органа в числе религиозных организаций не обоснованно.
Такие управления и центры должны быть исключены из перечня видов религиозных организаций.
Это будет являться юридической гарантией прав верующих потому, что руководящие органы конфессиональных объединений не являются в полной мере добровольными и равноправными объединениями граждан, так как зависят от избравших их субъектов и подотчетны им.
Важным аспектом является и территориальная сфера деятельности религиозной организации, по этому критерию они подразделяются на: местные и централизованные.
При этом местная религиозная организация это религиозная организация, состоящая не менее чем из 10 участников, достигших 18-летнего возраста и постоянно проживающих в одной местности.
Как видно, в Законе установлена квота в десять человек, так как меньшее число верующих вряд ли нуждается в приобретении права юридического лица и вполне может осуществлять свои функции объединившись в религиозную группу.
Ни в одном нормативном акте, регулирующем вопросы свободы совести, не указано, что верующий должен состоять только в одной религиозной организации.
На практике это может привести к умышленному завышению числа участников 100 ‘См.: Г.Г.
Черемных.
Право человека на свободу совести в условиях формирования гражданского общества в Российской Федерации: Автореф.
дисс...канд.
юрид.
наук.
СПб., 1996.
С.
15.

[Back]