Проверяемый текст
Романюк, Елена Ивановна; Административно-правовые средства обеспечения свободы совести в Российской Федерации (Диссертация 2001)
[стр. 98]

организациях имеют возможность широкие слои верующих непосредственно принимать активное участие.
Религиозная организация считается централизованной, если она объединяет не менее трех местных религиозных организаций либо она создана, в свою очередь, централизованной религиозной
организацией; централизованной религиозной организацией является РПЦ, которая включает в себя находящиеся в иерархическом соподчинении ионические подразделения, в том числе Московскую Патриархию, феодальные учреждения, экзархаты, епархии, приходы, монастыри, братства, представительства и подворья, находящиеся на территории РФ и за границей.
По состоянию на 1 января 2001 г.
РПЦ насчитывала 127 епархий, 151 архиерея, 10188 приходов, 374 монастырей, 46 монастырских подворий1 .
Требование Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» о предоставлении подтверждения своего существования на этой территории на протяжении 15 лет, к сожалению, может представить не каждая религиозная организация.
Казалось бы, что реализация одних свобод не должна ограничивать осуществления других2.
Но из содержания статьи 9 вышеуказанного
Федерального закона следует, что зарегистрировать религиозную организацию члены религиозной общины в случае перемены места жительства смогут лишь через 15 лет.
Правда, законодатель оставил верующим возможность пройти регистрацию при наличии подтверждения о вхождении данной религиозной группы в «структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания».
Необходимо учитывать, что примерно до 1991 года у нас в стране велась атеистическая политика и, следовательно, многие религиозные организации появились совсем недавно.

Думается, что на отдельных местах могут быть созданы трудности для регистрации религиозной организации, то есть в очередной раз будут иметь место проявления бюрократизма.
По мнению М.И.Одинцова, в
98 1См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского н всея Руси Алексия II к клиру и приходским советам г.
Москвы на Епархиальном собрании
23.12.2000 г.
// Московский церковный вестник.
2000,29 декабря.
2См.: Пп.
2-6 ст.8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
IСЗ РФ.
1997.
№39, Ст.4465.
[стр. 101]

организации с целью получения различных льгот от местных органов государственной власти.
Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее десяти граждан Российской Федерации, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее пятнадцати лет либо подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания.
Таким образом, выделение законодателем местных религиозных организаций в качестве отдельного и первоочередного звена подчеркивает их важную роль в удовлетворении религиозных потребностей граждан.
Именно в местных организациях имеют возможность широкие слои верующих непосредственно принимать активное участие.
Религиозная организация считается централизованной, если она объединяет не менее трех местных религиозных организаций либо, она создана, в свою очередь, централизованной религиозной
организацией1.
Централизованной религиозной организацией является Русская Православная церковь, которая включает в себя находящиеся в иерархическом соподчинении канонические подразделения, в том числе Московскую Патриархию, синодальные учреждения, Экзархаты, епархии, приходы> монастыри, братства, миссии, представительства и подворья, находящиеся на территории Российской Федерации и за границей.
По состоянию на январь 1999 г.
Русская Православная церковь насчитывала 127 епархий, 151 архиерея, 19000 приходов, 478 монастырей, 87 монастырских подворий1.
К сожалению, требование Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» о предоставлении подтверждения своего существования на данной территории на протяжении 15 лет может представить не каждая 101 1См.: П.
2-6 ст.8 Закона Российской Федерации “О свободе совести и о религиозных объединениях”.
I С3 РФ.
1997.
№39.
Ст.4465.


[стр.,102]

религиозная организация.
Казалось бы, что реализация одних свобод не должна ограничивать осуществления других.
Но из содержания статьи 9 вышеуказанного
закона следует, что зарегистрировать религиозную организацию члены религиозной общины в случае перемены места жительства смогут лишь через 15 лет.
Правда, законодатель оставил верующим возможность пройти регистрацию при наличии подтверждения о вхождении данной религиозной группы в «структуру централизованной религиозной организации, того же вероисповедания».
Необходимо учитывать, что примерно до 1991 года у нас в стране велась атеистическая политика и, следовательно, многие религиозные организации появились совсем недавно.

Все это наводит на размышления о том, что на отдельных местах могут быть созданы трудности для регистрации религиозной организации, то есть в очередной раз будут иметь место проявления бюрократизма.
По мнению М.И.Одинцова, в
вышеуказанном законе все-таки лоббируется православие2, так как оно многие годы было единственной разрешенной религией.
Думаем, что может сложиться ситуация, при которой органы местной администрации, не признавая другие религиозные направления, не разделяя их основы вероучения, могут их попросту запретить.
М.И.Одинцов считает, что складывается монопольное влияние православной церкви на общество, а это ограничивает свободу вероисповедания и является, по сути, отступлением от провозглашенной Конституцией Российской Федерации права каждого человека на защиту своих прав и свобод.
Мы полагаем, что действительно православие сыграло и играет выдающуюся роль в жизни России и основное население это русские, которые исповедуют, как правило, православие, но это не должно служить основанием для того, чтобы создавать привилегии для господствующей религии.
!См.: Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П к клиру и приходским советам храмов г.
Москвы на Епархиальном собрании
23.12.1998 г.
// Московский церковный вестник.
1998, 29 декабря.
2См.: М.И.
Одинцов.
Вероисповедные реформы в России / Религия и право.
1999.
№2.
С.15.

[Back]