обогащают и перестраивают эмоциональный мир студентов, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности. Отсюда следует не менее важный принцип органической связи и единства процесса обучения со всей внеучебно-воспитательной работой студентов. В реальной педагогической деятельности обучение и воспитание всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у студента такое качество, как вежливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих правил, при выработке соответствующих умений и привычек поведения. Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязанного обучения трудовым умениям и навыкам и формирования интереса, положительно-эмоционального отношения к трудовой деятельности. В этом смысле следует сказать, что всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Но и само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у студентов таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенное воспитание без хорошо поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать без умелого воспитания. Как заключает Б.Т.Лихачсв, «идея единства воспитания и обучения состоит не в отрицании специфики этих процессов, их особенностей и своеобразия. Наоборот, глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания в их специфике. Но не для того, чтобы изолировать и развести эти процессы, а для того, чтобы глубже 6 8 |
Формирование мировоззрения —сложный, многозначный, внутренне связанный процесс, в котором участвуют, действуют и взаимодействуют самые разнообразные факторы. К их числу относятся материальные условия жизни человека, микрои макросреда, средства массовой коммуникации, обучение и воспитание. Науке известно, что все эти факторы действуют с неодинаковой силой и эффективностью. Поэтому важно предупреждать стихийное возникновение взглядов и научиться управлять факторами направленного формирования мировоззрения. Отношение человека к окружающему его миру, к знаниям, которые он получает, к условиям, в которых он живет и развивается, всегда носит эмоционально-оценочный характер. Знания только тогда включаются в общую систему взглядов человека и перерастаю т в убеждения, когда они проходят через сферу его чувств и переживаний. Мировоззрение реализуется не только во взглядах и убеждениях человека, но и в его эмоциональных состояниях, чувствах, переживаниях. Пронизывая взгляды и убеждения, чувства становятся одним из структурных компонентов мировоззрения. Сказанное позволяет сделать вывод: в процессе формирования мировоззрения надо искать такие способы, приемы воздействия, которые обогащают и перестраивают эмоциональный мир студентов, развивают воображение, эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к действительности. Отсюда следует не менее важный принцип органической связи и единства процесса обучения со всей внеучебно-воспитательной работой студентов. В реальной педагогической деятельности обучение и воспитание всегда органически связаны между собой, проникают друг в друга. Нельзя, например, сформировать у студен та такое качество, как вежливость и уважение к людям, не прибегая к элементам научения при раскрытии моральной сущности этих правил, при выработке соответствующих умений и привычек поведения. Воспитание трудолюбия также требует взаимосвязанного обучения трудовым умениям и навыкам и формирования интереса, положительноэмоционального отношения к трудовой деятельности. В этом смысле следует сказать, что всякое воспитание начинается с обучения, базируется на нем и не может осуществляться в отрыве от него. Но и само обучение нуждается в воспитательном подкреплении и, в частности, в формировании у студентов таких нравственных отношений, как прилежание, упорство в преодолении трудностей и т.д. Вот в этой неразрывной связи обучения и воспитания, их органическом единстве проявляется важная сущностная характеристика последнего и его весьма существенная закономерность. Из нее со всей непреложностью следует вывод: нельзя осуществлять действенное воспитание без хороню поставленного обучения, равно как и нельзя успешно обучать беч умелого воспитания. Как заключает Б.Т. Лихачев, "идея единства воспитания и обучения состоит не в отрицании специфики этих процессов, их особенностей и своеобразия. Наоборот, глубокое познание сущности, функций, организации, средств, форм и методов обучения и воспитания в их специфике. Но не для того, чтобы изолировать и развести эти процессы, а для того, чтобы глубже проникнуть в их суть, найти те подлинные их диалектические связи и взаимопереходы, без знания и понимания которых нельзя сделать максимально эффективной учебно-воспитательную работу” (87, с. 14). Единство и органическая связь процесса обучения со всей внеучебной воспитательной работой в формировании социально активной личности надежная основа высокой профессиональной подготовки будущего учителя. Работа со студентами по воспитанию у них социальной активности предполагает принцип единства уважения и требовательности к ним. Характер отношений преподавателя к студенту вызывает у последнего определенные внутренние (эмоционально-чувственные) переживания и непосредственно сказывается на его деятельности и развитии. Если эти отношения проникнуты взаимным уважением, доверием, доброжелательностью и демократизмом, носят гуманный характер, тогда воспитательное влияние преподавателя, |