Проверяемый текст
Коровин, Владимир Михайлович; Система профессионального становления офицеров в военных вузах (Диссертация 2002)
[стр. 195]

• принцип историзма принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей; • принцип преемственности, предусматривающий непрерывную передачу от поколения к поколению духовных ценностей, способов их сохранения и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров1.
Нетрудно заметить, что эти принципы обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию.
Они являют собой многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса.
Чем же можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного Российского общества? Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно.
Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать
196 1См.: Коровин В.М., Лодлужный В.И., Свиридов В.А.
Возрождение духовных основ воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации
И Научно-методический сборник № 50.
М.: Воениздат, 2001; Коровин В.М., Лодлужный В.М., Свиридов В.А., Синева А.А.
Духовные основы воспитания курсантов // Высшее образование в России.
2002.
№ 2.
[стр. 123]

Нематериальный компонент профессиональной образовательной среды наиболее полно воплощается в воспитательной сфере военного вуза.
В свою очередь основополагающим и стабилизирующим элементом воспитательной сферы мы считаем духовное и нравственное воспитание курсантов.
Именно поэтому определение истинных духовных и нравственных ориентиров и использование их в формировании мировоззрения курсанта является, на наш взгляд, важнейшей задачей воспитания будущих офицеров в военном вузе.
Мы считаем, что духовные основы воспитания курсантов в военных вузах заключаются в формировании основополагающих индивидуально и социально значимых умственных и психических качеств личности военнослужащего, побуждающих его к определенным действиям, поступкам, деятельности, направленным на осознанное и целеустремленное выполнение воинского долга по защите своего Отечества.
В основу духовного воспитания курсантов могут быть положены определенные принципы, вытекающие из его сущности.
Эти принципы являются исходными положениями, в которых выражаются требования к содержанию, организации и методам духовного воспитания курсантов.
К ним можно отнести: • принцип системности основополагающий принцип подхода к духовному воспитанию как к сложному системному процессу, обладающему свойствами целостности и делимости, наличием организации и многообразных связей, а также интегративных качеств; • принцип динамичности принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как отражению состояния движения и развития под влиянием действующих на него разнородных внешних и внутренних факторов; • принцип историзма принцип подхода к духовному воспитанию курсантов как изменяющемуся во времени под влиянием конкретных исторических условий и связей; • принцип преемственности, предусматривающий непрерывную передачу от поколения к поколению духовных ценностей, способов их сохране

[стр.,124]

ния и приумножения в процессе обучения и воспитания будущих офицеров [152, 153].
Нетрудно заметить, что эти принципы обобщение уже исторически сложившихся, объективных, проверенных педагогической практикой подходов к воспитанию.
Они являют собой многогранность, специфику, своеобразие, характерные особенности этого сложного процесса.
Чем же можно объяснить феномен духовности в условиях реформирования современного Российского общества? Несмотря на широкое употребление этого понятия, его сущность и содержание по ряду причин трактуется не однозначно.
Нам представляется, что для защитника Отечества более близко следующее определение: духовность это индивидуальная выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: 1) идеальной потребности познания (себя, мира, смысла и назначения своей жизни); 2) социальной потребности жить и действовать
(для других) [65].
Человек духовен постольку, поскольку задумывается над этими вопросами и стремится получить на них ответ.
Условно можно выделить два основных подхода к пониманию проблемы духовности: рациональный и аксиологический.
Первый связан с европейской и североамериканской культурными традициями.
Его также называют прагматическим.
В рамках этого подхода сферы человеческой деятельности, которые принято связывать с духовностью, могут быть поняты лишь с позиции индивидуального интереса, рационального расчета.
«Духовно озаренная Личность, очевидно, находится в таком же отношении к обычной человеческой природе, в каком цивилизация находится к примитивному человеческому обществу» писал по этому поводу английский мыслитель А.
Тойнби (1889-1975) [293].
Другой подход к пониманию духовности традиционный, или светский.
Суть его в том, что духовность составляет высшую моральную ценность.
Она включает в себя потребности человека в нравственном и профессионально-этическом совершенствовании, стремлении делать добро, разви

[стр.,302]

145.
Коровин В.М., Конончук В.А., Лосев И.П.
Автоматизированные дидактические средства обучения и их использование в учебном процессе // Высокие технологии в технике, медицине и образовании.
Часть 2.
— Воронеж: Изд-во ВГТУ, 1999.
С.4-9.
146.
Коровин В.М., Кочергин В.Б.
Социально-педагогические особенности подготовки офицерских кадров в современных условиях // Деп.
ЦСИФ МО РФ 28.05.2002.
№Б 4823.
СРДР Серия Б.
Вып.60.
М.: ЦВНИ МО РФ, 2002.-17 с.
147.
Коровин В.М., Кочергин В.Б.
Историко-педагогические особенности профессионального становления офицеров в военной школе России // Деп.
ЦСИФ МО РФ 28.05.2002.
№Б 4822.
СРДР Серия Б.
Вып.60.
М.: ЦВНИ МО РФ, 2002.
22 с.
148.
Коровин В.М., Овчаренко Л.А.
Использование новых компьютерных технологий обучения курсантов // Научно-методический сборник № 46.
-М .: Воениздат, 1997.-С .
105-107.
149.
Коровин В.М., Овчаренко Л.А., Шевцов Н.Т.
Методика оценки эффективности учебно-материальной базы ввуза // Научно-методический сборник № 46.
М.: Воениздат, 1997.
С.
21-27.
150.
Коровин В.М., Овчаренко Л.А., Шевцов Н.
Т.
Выработка рекомендаций по совершенствованию подготовки специалистов РЭБ на основе принципов системного подхода // Труды института.
Выпуск 4.
Воронеж: ВИРЭ, 1997.-С .
9-13.
151.
Коровин В.М., Подлужный В.И.
Упор на практику // Армейский сборник.
2001.№10.-С .
57-58.
152.
Коровин В.М.у Подлужный В.И.у Свиридов В.А.
Возрождение духовных основ воспитания в Вооруженных Силах Российской Федерации //
Научно-методический сборник № 50.
М.: Воениздат, 2001.
С.
147-152.
153.
Коровин В.М., Подлужный В.К, Свиридов В.А., Синева А.А.
Духовные основы воспитания курсантов // Высшее образование в России.
2002.№ 2.-С
.
112-115.

[Back]